Превед, Массква

   
   

Мы уже насмотрелись фантастики, где компьютеры, осознав свою силу над людьми, начинают борьбу за власть на планете. Здравому уму эта идея не кажется воплотимой. Однако, как это нередко бывает, нереалистичные идеи подкрадываются незаметно и превращаются в проблему, когда их развитие становится необратимым. Нечто подобное происходит уже сейчас в мировом Интернете. Разумеется, техника еще не начала драться за мировое господство. Но посредством так называемых поисковых роботов компьютеры уже вторглись в культурный и эстетический мир человека.

Мы провели небольшое исследование, использовав данные поисковой системы Яндекс в июле.

Как известно, в поисковых системах очень большое значение имеет так называемая релевантность (ценность) ключевых слов, которая определяет выводимый порядок найденных страниц. Поскольку чаще всего по ключевому слову находятся тысячи, а то и миллионы страниц, то в поле видимости пользователя оказываются лишь те ресурсы, которые робот показывает первыми. Иногда начинающие пользователи наивно думают, что где-то там сидит умный дядечка, который определяет ценность сайтов и страничек. На самом же деле значимость интернет-ресурсов компьютер определяет по сложным алгоритмам, выводы которых часто кажутся совершенно абсурдными (можно привести пример, когда по слову "В. Путин" официальный сайт президента находится аж на 7-м месте). Таким образом, машина решает, на какие страницы направить миллионы посетителей (и тем самым обеспечить эти интернет-компании хорошим заработком), а какие - вывести из поля зрения, обрекая веб-студии на банкротство.

Поисковые программы вычисляют ценность слова, подсчитывая количество запросов по нему и общее число страниц, где оно является ключевым. Любовь, мир, ребенок, красота - слова, значащие для нас так много, для компьютера лишь цифры в виртуальном пространстве. Всякий может проверить, что секс, если верить подсчетам робота, примерно в три раза более важное понятие, чем любовь, а Гарри Поттер, оказывается, в десять раз нужней российскому ребенку, чем Незнайка и Чебурашка вместе взятые.

Компьютеры переоценивают культуру человечества и определяют каждой вещи место, исходя не из эстетических соображений, а из алгоритмов. В итоге юная поп-исполнительница Массква в три раза интересней, чем Моцарт.

Если бездушные существа когда-нибудь придут к власти, то они непременно постараются нас раздеть (люди в трусиках машине в два с половиной раза больше нравятся, нежели в брюках), а русским национальным блюдом сделать "Сникерсы" (блинчики и вовсе придется исключить из нашего рациона, ибо их значение аж в 12 раз ниже заморского продукта). Для машин не существует никаких авторитетов. Так, они указывают, что Бен Ладен лишь ненамного уступает во власти Джорджу Бушу, тогда как чукотский губернатор Абрамович даст фору им обоим.

В Интернете давно идет реформа русского языка. Так, "прикольно" аж в две тысячи раз более перспективное слово, чем старое доброе "изумительно". Вошли в норму всяческие словесные уроды, например, жевательную резинку называют жЕвачка (поисковая система отмечает 127 тысяч нахождений в российском Интернете), жУвачка (32 тысячи) и даже жЫвачка (3 тысячи). Но всех переплюнул превЕД (почти 2 миллиона нахождений). Одно утешает: улыбаться компьютер любит намного чаще, нежели злиться: смайлик для него ценней, чем тоска, грусть и печаль вместе взятые.

Смотрите также: