"А клоуны еще будут?" - спрашивают дети в цирке после каждого номера. Клоунов ждут больше акробатов, рискующих жизнью, больше фокусников, творящих всяческие крибле-крабле-бумс, даже больше каких-нибудь медведей на мотоциклах и слонов на шаре. Клоунов любят даже те, кто к цирку относится прохладно. Что за работа такая? Или роль? Или судьба? На эту тему мы разговорились с известным в прошлом клоуном, а ныне постановщиком спектаклей, директором Екатеринбургского государственного цирка Анатолием МАРЧЕВСКИМ.
Родился Анатолий Марчевский, народный артист России, в 1948 году в Свердловске Луганской области (Украина). В 1970-м окончил государственное училище циркового и эстрадного искусства в Москве по специальности "артист цирка, клоун-акробат". В 1984-м получил специальность "режиссер", окончив ГИТИС. Режиссер-постановщик и исполнитель главных ролей в спектаклях: "Золушка", "Бременские музыканты", "Хрустальный башмачок" и др. Исполнитель главной роли в художественном фильме "Клоун". Ведущий телецикла "Все любят цирк". С 1994 года - директор Екатеринбургского государственного цирка. Отмечен многими призами, в том числе удостоен высшей награды королевского цирка Бельгии, а также назван лучшим комическим актером года во Франции.
В Ярославль Анатолий Павлович привез новую программу "Берегите клоунов", посвященную 85-летию со дня рождения Юрия Никулина. Любимые всеми номера и репризы великого комика и его напарника Михаила Шуйдина и решили вспомнить артисты. Причем ярославцы увидят программу раньше, чем ее покажут в родных для Юрия Никулина стенах - Цирке на Цветном бульваре.
Во время спектакля, который, как и полагается, включает пролог и эпилог, зрителю дана возможность еще раз увидеть глаза любимого артиста, услышать его голос, ощутить его тепло и доброту, которыми он одаривал всех нас. Роль Никулина очень трогательно исполнил клоун Ильдар Мухамеджанов. Шуйдина сыграл сын Анатолия Марчевского - Руслан.
"Мальчик, я тебе завидую!"
- Поставить эту программу меня попросила Татьяна Николаевна, вдова Юрия Владимировича, - рассказывает Анатолий Марчевский. - Год назад это было. Она спросила: "Возьмешься?" - "Сочту за честь". С этим великим человеком меня связывали не просто дружеские отношения, я воспринимал его как отца. А он, я это чувствовал, относился ко мне как к сыну.
- А как вы познакомились?
- Правильнее было бы спросить: как он обо мне узнал? В Киеве снимался фильм "Клоун", в котором я играл главную роль. А в это время там гастролировал Никулин. Программа шла три месяца, и билеты были раскуплены на несколько представлений вперед. Вдруг Юрия Владимировича вызывают на три дня в Москву - на вручение ордена Ленина. И директор Киевского цирка попросил меня выйти на замену. Представляете, люди идут на Никулина, приходят - а там Марчевский! Я долго отказывался, но пришлось согласиться, чтобы не отменяли спектакли. И вот первая реприза. Чувствую: зрители меня убить готовы. Вторая - чуть лучше. К концу представления зал потеплел. Когда Юрий Владимирович вернулся в Киев, он пригласил меня к себе в кабинет: "Спасибо, мальчик, что выручил!"
- Вам тогда сколько лет было?
- Тридцать два. Вот так и познакомились. А позже, когда я уже работал в Кисловодске, мне как-то говорят: "Тебя просил позвонить Никулин". - "Какой Никулин? Валентин, с которым я в фильме снимался?" - "Нет. Юрий Никулин". И протягивают мне номер его домашнего телефона. "Привет, мальчик! Как дела", - услышал я голос Юрия Владимировича в трубке. Он сообщает, что здание его цирка собираются снести и построить новое. "Нам нужен клоун в новом цирке. Вообще-то у нас есть несколько, но нужен интеллигентный клоун". Так я стал артистом Цирка на Цветном бульваре. Поставил там спектакль "Золушка". Все тридцать спектаклей просмотрела внучка Никулина - Машенька. Он мне сказал потом: "Да, мальчик... Я тебе завидую! Ты стал любимым клоуном моей любимой внучки. А я не смог. Я просто дедушка".
- Вы ведь, как и Юрий Владимирович, стали директором цирка. Не секрет, что под вашим руководством Екатеринбургский цирк стал одним из лучших в стране. И о цирке Юрия Никулина знали и знают даже те, кто мало интересуется этим видом искусства. Может быть, лучшие руководители получаются именно из клоунов?
- Когда я обсуждал это с Юрием Владимировичем, он мне сказал: "О! Теперь нас двое - клоунов, ставших директорами. Не переживай! Лучше клоун - директор, чем директор - клоун".
Не женская профессия