Он живет в Москве, а работает уже больше двух лет в Ярославле. Уверяет, что ему здесь очень комфортно и очень интересно, хотя и сложно. Окончил Московскую консерваторию по классу контрабаса. Был исполнителем, преподавал в Гамбурге. Работал директором Государственного академического симфонического оркестра России, заместителем генерального директора международного Дома музыки. В качестве музыкального менеджера организовывал концерты Пласидо Доминго на Красной площади, Монтсеррат Кабалье в Гостином дворе...
В нашем городе, конечно, не тот размах, но художественный руководитель Ярославской филармонии, член рабочей группы совета по культуре при президенте РФ Леонид Фрадкин и здесь мыслит европейскими масштабами. Благодаря ему Ярославль увидел Майю Плисецкую и Родиона Щедрина, Зураба Соткилаву, Юрия Башмета, Валерия Гергиева, Сергея Юрского, Алексея Петренко... И впереди, как обещает худрук филармонии, еще много звездных имен. 23 ноября Леонид Фрадкин отметит свое 50-летие. Самое время подвести какие-то итоги и поразмыслить о будущем.
С Пласидо Доминго гораздо интереснее
- Леонид Михайлович, обычно вас называют контрактным менеджером...
- Это, кстати, я сам придумал. На мой взгляд, нет ничего более порочного, чем заключение бессрочных контрактов. Не может творческий человек по 30 - 40 лет быть интересным публике! Только единицы достигают такого. Должна быть постоянная замена крови. А вот за три-четыре года и сам себя можешь оценить, и твое дело тебя может оценить.
- К нам вы были приглашены как директор филармонии, но сейчас вы - художественный руководитель...
- И очень рад этому обстоятельству! Я пришел сюда в весьма сложный период...
- Сложности в чем были?
- Появление нового человека в коллективе - всегда непростой момент. Из трудного периода мы вышли. Показатель нашей успешности - сегодняшняя популярность филармонии. И в какой-то момент мне захотелось сконцентрировать свои усилия на том, в чем я компетентнее. А я все-таки в гораздо большей мере концертный организатор, чем хозяйственник, мне интереснее разговаривать с Пласидо Доминго, чем заниматься батареями.
"Тату" не пройдет
- А вы могли бы раскрутить кого-то из ярославских музыкантов?
- Взять талантливого скрипача и сделать его звездой я, думаю, смогу. Но сейчас я увлечен другой идеей: помогать талантливым детям получать образование, и если они из небогатых семей - постараться обеспечить их стипендиями. То есть дать им возможность овладеть профессией и вернуться сюда работать. Ведь в нашем деле невозможно сделать известным бездарность. Если музыкант не владеет скрипкой, например, то эстрадный вариант - с фонограммой - у нас невозможен! Чтобы кого-то сделать знаменитым, нужно сначала вложить деньги в его обучение.
- Допустим, вы реализуете свою идею. Но захотят ли потом эти музыканты работать в провинции? Да и останутся ли они в России вообще?
- Останутся. Ведь на Западе хорошо устраиваются только звезды, такие как Денис Мацуев, скажем. А просто одаренный музыкант вряд ли найдет высокооплачиваемую работу, скорее всего будет сидеть на социальной помощи. Западный музыкальный рынок очень серьезно себя охраняет.
- Начиная работать у нас, вы говорили, что одна из ваших задач - вернуть публику в зал. В частности, чтобы молодежь наконец узнала, как звучит Моцарт не из мобильника, а на живом концерте.
- Мы обязаны увлечь зрителей! Я всегда задаю вопрос: нужно ли нам проводить непременно двадцать концертов в месяц? При населении в 600 тысяч. Боюсь, что нет. Иначе они превратятся в концерты для галочки. Для меня важно, чтобы зритель пришел в зал, это даже важнее корпоративных интересов нашего заведения. Моя мечта (и я близок к ее осуществлению), чтоб в концертный зал приходили мужчины - в смокингах, женщины - в вечерних платьях и молодежь - в джинсах.
- А почему молодежи можно в джинсах?
- А потому, что у них нет денег на смокинг! А на сцене филармонии могут присутствовать все жанры. Единственное условие - они должны быть хорошего качества! "Тату", разумеется, я плохо себе представляю на нашей сцене.
- Однако классика все-таки нуждается в том, чтобы изменить форму подачи концертов?
- Я бы сказал так: форму подачи нужно серьезно продумывать. Не будем делать вид, будто не видим, что молодежь практически не ходит в филармонию. Значит, нужно что-то менять. Может быть, и стоило бы сделать проект "Музыка мобильных телефонов". Сначала - мелодия из трубки, а потом: "Послушайте, как это может быть". Но для этого нужен хороший ведущий. Заставить же молодых директивно: "С завтрашнего дня все читаем "Евгения Онегина" и слушаем Пятую симфонию Чайковского" - не получится!
Ярославль ждет паломничество
- В свое время вы были инициатором изменения Собиновского фестиваля. В идеале каким он должен стать, по-вашему?
- Я бы хотел, чтоб это был международный фестиваль с участием выдающихся артистов. Чтобы проводились мастер-классы лучших профессоров.
- То есть превратить Ярославль в этакую музыкальную Мекку?
- У меня вообще есть мечта осуществить здесь программу "Культурный туризм", для которой Ярославль идеальнейшим образом подходит. Сейчас у нас заезжие гости что делают? Посмотрят центр города, одну церковь, другую... А дальше-то что? Куда пойти вечером? Так почему бы нам не сделать оперу под открытым небом регулярным событием? Пригласить филармонию, музеи и чиновников, занимающихся туризмом, для реализации этой идеи. Представляете, как оживится вечерняя жизнь Ярославля! А может, и Ростова, и других районных центров. Ведь есть маленькие европейские города, где ежегодно устраиваются музыкальные фестивали. И там толпы туристов в это время! Уверен, в Ярославле тоже будет паломничество.
- Почему вы считаете, что именно Ярославль идеально подходит для такого действа?
- Во-первых, здесь фантастически талантливые люди! Та же Елена Андреевна Анкудинова, которая проводит фестиваль "Преображение", другие сотрудники музея. Во-вторых, Ярославль представляет собой антураж для любой оперы. При этом язык музыки не требует перевода. И наконец, город очень удобно географически расположен. Если удастся реализовать подобный проект - это будет событие для всей страны. И мне бы очень хотелось, чтоб именно Ярославль стал первым российским городом, где он осуществится.
Смотрите также:
- Дирижёр Павел Сергеев: «За границей музыкант получает больше водителя автобуса, а у нас всё наоборот» →
- Юрий Башмет: "Не могу выступать под скрежет вилок и звон бокалов" →
- Олег Митяев: «Поэзия сейчас находится на уровне ниже плинтуса» →