16 марта отмечается 70 лет со дня создания службы по борьбе с экономическими преступлениями. За это время изменилось многое. Социалистическая собственность исчезла. Название ОБХСС, от которого трепетали советские завмаги, сменилось кратким УБЭП. Поменялось все - и название, и задачи. Неизменным осталось одно - люди, преданные своему делу.
Партия сказала: "Надо!"
Один из них - полковник милиции Юрий Игоревич Неврастенников, начальник оперативно-розыскной части областного УБЭП, почти четверть века отдавший борьбе с экономическими преступлениями. В УБЭП кроме него только один такой "долгожитель". И однако же, как это часто бывает, наш герой вовсе не мечтал стать милиционером. Окончив политехнический институт, вернулся на родину, в Ростов, устроился на Ростовский оптико-механический завод. Здесь Юрий Игоревич быстро пошел вверх по служебной лестнице.
Но в судьбу его вмешалась руководящая и направляющая сила советского общества - партия. В 1983 году она озаботилась состоянием кадров органов внутренних дел, в связи с чем молодого коммуниста Юрия Неврастенникова вызвали в Ростовский горком и настоятельно предложили оставить завод и перейти на работу в милицию. Идти было нужно на самый, по мнению власти, важный участок - в ОБХСС. Как потом выяснил Неврастенников, по области такое же предложение получили еще почти 50 человек. Но через два-три года все они вернулись на свои места. В органах остался один Юрий. Почему? Точного ответа на этот вопрос не знает и он сам. Наверное, дело в том, что работа оказалась интересной.
Дело - труба
Службу свою Юрий начал инспектором ОБХСС Ростовского ГОВД. Приходилось заниматься различными вещами, но основным направлением в работе Юрия Игоревича было выявление преступлений в промышленности. В середине 80-х годов прошлого века в Ростовском районе работали все существующие производства: РОМЗ, фабрика "Рольма", кофе-цикорное предприятие, завод газоочистительной аппаратуры в поселке Семибратово, другие крупные предприятия. На одном только РОМЗе трудилось более трех с половиной тысяч человек. Социалистическую собственность тащили по-разному. Были и простые "несуны" на заводах, были и умники, которые воровали похитрее. Так, на Ростовском оптико-механическом наладили "левое" производство труб ночного видения. Тогда эта техника была большой редкостью, и стоимость трубы равнялась нескольким месячным зарплатам. Бывало, что руководство предприятия хотело поощрить рабочих и выдавало в качестве премии на цех одну трубу. Ее продавали, а деньги делили между работниками. Естественно, что в предприимчивые головы пришла идея эти трубы собирать подпольно. Производство налажено было довольно просто - с предприятия выносили запчасти и комплектующие, а собирали трубы на квартирах. До тех пор пока ОБХСС Ростова это дело не прикрыло.
В начале службы Ю. И. Неврастенникова в ОБХСС еще одним важным направлением стала борьба за бензин. В 80-е годы был дефицит горючего, бензин выдавали только по талонам, и сотрудники ОБХСС должны были следить за заправками: чтобы люди заливали только в бак машины, но ни в коем случае - в канистры. С этим связан забавный эпизод. Юрий Игоревич вспоминает, что как-то раз сидел в машине около одной из ростовских заправок, ждал нарушителей, но машины подъезжали к колонкам, заправляли баки и уезжали. Как сговорились - ни один водитель не попытался налить бензин в канистру! Через несколько часов ожидания Неврастенников подошел к АЗС. "Юрий Игоревич! - обрадовались в кассе. - А мы все ждем, когда вы подойдете".
В Ростове Юрий Игоревич проработал до 2002 года, пройдя практически все должности в отделении БЭП. Когда почувствовал, что вырос из ростовских проблем и может выполнять более ответственную работу, переехал в Ярославль. Тем более что руководство УБЭП неоднократно предлагало ему перевод.
В 2003 году в ходе реорганизации структуры УБЭП была создана оперативно-розыскная часть, и в декабре 2005 года Неврастенников возглавил это подразделение. Сейчас в подчинении Юрия Игоревича 66 сотрудников. ОРЧ БЭП - это авангард борьбы с экономической преступностью. Именно сотрудники ОРЧ первыми сталкиваются с новыми схемами преступных деяний, первыми отрабатывают новые способы противодействия преступникам.
Дважды на те же грабли...
Сотни непростых дел распутал Ю. И. Неврастенников почти за четверть века в службе БЭП. Мы попросили рассказать об одном из самых памятных.
Этим делом старший оперуполномоченный БЭП Юрий Неврастенников занимался еще в Ростове. Хотя во время следствия поколесить пришлось по всей области. Проблемы были у Ростовского оптико-механического завода: в один недобрый день здесь появился некий мужчина, сказал, что он представитель фирмы из Краснодара и желает купить мебель для летнего кафе. Выбрал что нужно и, не торгуясь, оформил документы. На территорию предприятия заехал КамАЗ, куда быстро загрузили столы и скамейки. И только через несколько дней, когда прошел оговоренный срок, а на счет предприятия не поступило ни копейки, ростовцы поняли, что стали жертвой мошенников. По их заявлению было возбуждено уголовное дело, началась работа.
И тут РОМЗ вновь посетили мошенники. Действовали спокойно, совершенно уверенные в халатности сотрудников предприятия. Какой-то мужчина заключил договор на поставку партии труб ночного видения. Сумма договора, если пересчитать в сегодняшних ценах, превышала 5 миллионов рублей. На следующий день другой человек привез платежное поручение. Его приняли в зачет поставки. Мужчина попросил, чтобы трубы на заводской автомашине привезли на вокзал: дескать, он повезет их на поезде.
Ничтоже сумняшеся заводчане привезли трубы, разгрузили на перроне и уехали, даже не подумав, как будет этот "экспедитор" загружать в обычный пассажирский поезд, стоящий в Ростове несколько минут, целый штабель довольно тяжелых ящиков. Естественно, ни в какой поезд груз не попал. Как только из вида скрылась автомашина РОМЗа, к перрону подъехал грузовик мошенников, на котором трубы и убыли в неизвестном направлении.
Не получив обещанных денег, руководство РОМЗа обратилось с заявлением в милицию. Оба дела поручили вести Ю. И. Неврастенникову. Интуиция подсказывала: это дело рук одной группы, уж очень похожи были схемы обмана.
Первый успех в расследовании принесла ориентировка на похищенную мебель, которую Юрий Игоревич разослал по области и соседним регионам. Позвонили из Тутаева, вроде бы похожая мебель появилась у них в одном из кафе. С одной стороны, сыщикам повезло, что мошенники не сбыли мебель по одному столу, а отдали весь набор - столов 15 со скамейками. Но, с другой стороны, нужно было так написать ориентировку, чтобы похищенное можно было узнать. В Тутаев Неврастенников выехал вместе с представителями предприятия, они признали свое добро.
Хозяева кафе очень расстроились, узнав, что приобрели похищенное. Рассказали, что мебель им предложил незнакомый мужчина. Расплатились они наличными, документов не спрашивали. Тутаевцы охотно сотрудничали со следствием, даже ездили в УВД составлять фоторобот продавца мебели, указали приметы автомашины, на которой были привезены столы и скамейки.
Мелочь фраера сгубила
В то же время Ю.И. Неврастенников отрабатывал и другие возможности выхода на преступников. Вплоть до самых маловероятных. Мебель была вывезена с территории предприятия на автомашине преступников, и Юрий Игоревич предположил, что на проходной мог сохраниться пропуск, по которому грузовик въезжал. Надежда на это была мизерной, поскольку хранение таких документов не предусмотрено. Тем не менее пропуск удалось найти, по счастливой случайности его не выкинули. Государственный номер машины вывел следователя на водителя автомобиля. Его "попасли", отследили контакты. Каково же было удивление оперативников, когда ниточка потянулась к тому самому тутаевскому кафе! Выяснилось, что водитель работает в фирме "Лемье", хозяева которой являлись теневыми владельцами кафе в Тутаеве. В этом заведении они время от времени расслаблялись от своих трудов.
"Лемье" была торгово-закупочной организацией с приличным (по документам) финансовым оборотом. Было принято решение задержать подозреваемых, всех работников "Лемье": шестерых мужчин и женщину - главного бухгалтера. В квартирах задержанных провели обыски. Во время одного из них внимание Ю. И. Неврастенникова привлекли две видеокассеты. Вроде бы обычное домашнее видео - съемка свадьбы одного из сотрудников фирмы. Но интуиция подсказала - кассеты пригодятся.
Это было попадание в десятку. Юрий Игоревич показал видео работникам РОМЗа, видевшим мошенников, и они опознали в одном из гостей мужчину, заключавшего с ними договор, в другом - "экспедитора", забравшего трубы. Оба мошенничества были раскрыты. Более того, выяснилось, что фирма по такой же схеме "кинула" еще ряд предприятий в Ярославле.
Конец фирмы был плачевен. Двое сотрудников погибли от разных причин до суда, другие получили весомые сроки. Правда, избежал наказания директор "Лемье". Воспользовавшись подвернувшимся случаем, он смог сбежать с допроса у следователя и растворился на российских просторах. Розыск его успехом не увенчался.
Смотрите также:
- Прорвёмся, опера! 5 октября в России - День уголовного розыска →
- Олег Липатов: "Моральные устои общества теряются" →
- Следователь – профессия настоящих… женщин →