Не так давно в администрации области состоялось обсуждение вопроса о том, почему тормозится реализация национального проекта "Доступное жилье". Застройщики уверяли, что виноваты чиновники, которые слишком долго занимаются экспертизой проектной документации. Власть же, конечно, кивала на самих строителей - мол, некачественно свою работу делаете, и из-за времени на исправление халтуры нарушаются сроки сдачи объектов. Если по справедливости, то, наверное, в каждом случае и вина у всех разная. Где-то чиновник поленился, а где-то застройщик поработал спустя рукава. Именно так, по мнению одного из ярославцев, действует фирма РСУ, которая возвела дом N 51 по улице Красноборской.
Его начали строить еще года три тому назад. Десять сияющих белым кирпичом этажей, шесть подъездов, рамы с тройным остеклением - в общем, красота. Каждый желающий мог заключить с застройщиком, ООО "РСУ", договор долевого инвестирования по возведению этого здания. Вот и Евгений Изюмов - человек семейный и с маленьким ребенком - решил улучшить жилищные условия. В договоре между ним и застройщиком значится, что инвестор вносит порциями деньги, всего 1 861 655 рублей, а фирма РСУ соответственно предоставляет ему квартиру исходя из ориентировочного срока завершения строительства в "четвертом квартале 2006 года".
С тех пор прошло уже пятнадцать месяцев. Почти все средства, которые обязался выплатить Евгений Иванович, давно осели на счете застройщика в Ярсоцбанке. Вот только сам Изюмов, увы, до сих пор не может въехать в трехкомнатную квартиру на десятом этаже нового здания. А тем, кто рискнул это сделать, вряд ли повезло.
Невзирая на правила
"В июне прошлого года фирма собралась сдавать два первых подъезда, и ее директор Николай Ремнев разрешил инвесторам туда заселяться, - вспоминает Евгений Изюмов. - Не то что официальную команду дал, но просто смотрел на этот процесс сквозь пальцы. Многие, разумеется, тут же в дом въехали. Как с тех пор живут, непонятно - электричество по временной схеме, газа нет, отопление не на полную мощность, лифт не работает...
У меня в квартире вообще оказалась куча нарушений СНиПов, то есть утвержденных государством строительных регламентов. Ее общая площадь составляет 100,6 кв. м, и за каждый из них я заплатил, как говорится, по полной программе. Лишь потом, познакомившись с документом СНиП 2.08.01.89, выяснил, что для балкона применяется понижающий коэффициент 0,3. Если учесть, что его площадь более 7 квадратных метров, получается, что фирма без зазрения совести взяла у меня лишние 90 тысяч рублей. Правда, площадь квартиры я промерял сам, а для законных претензий требуются данные БТИ, которых пока нет. Так что, полагаю, нужно задаться вопросом, какая площадь балкона прописана в проектной документации по дому. Имеются нарушения СНиПа по освещенности - маленькое окно в большой комнате. Есть также большие подозрения, что толщина межквартирных перегородок куда меньше, чем должна быть по нормам.
Про более мелкие огрехи и говорить не приходится. Например, все три водопроводных вентиля оказались не герметизированы в местах их примыкания, а только что положенная отделочниками штукатурка вздувалась и безбожно сыпалась. Лишь после моих письменных претензий этот недочет устранили. Зато, пока клали новую штукатурку, умудрились своротить подоконник на кухне, а с заменой медлят - уже полгода никак не могут найти доски нужного размера. Дошло до анекдота. Занимаясь параллельно с рабочими обустройством своей будущей квартиры, я принес туда фирменную электродрель. Поработал, оставил ее внутри, закрыл дверь и ушел. Возвращаюсь потом, а дрель исчезла. Но ключи-то были только у меня да в прорабской! Не я же сам у себя инструмент стащил... Пришлось заявить о своем намерении обратиться в правоохранительные органы. В итоге деньги за украденную дрель мне все же через два месяца выплатили".
Как появляются должники
Фирма отчаянно спешила. Особо неизгладимое впечатление оставили у Евгения Изюмова наблюдения за тем, как застройщик ставит в квартирах двери. Поэтому Евгений Иванович принял решение отказаться от услуг РСУ в части закупки и установки внутренних дверей, укладки плитки, монтажа сантехники, электрооборудования и закрытия гипсокартоном стояков труб.
Сметная стоимость подобных работ составляла 21 тысячу рублей. Изюмов рассказал нам, что договорился со строительным руководством на объекте, что заплатит за эти услуги тем, кого пригласит сам. Люди в касках против не были. Пришла нанятая Евгением Ивановичем бригада и качественно выполнила задачу. Затем Изюмов составил дополнительное соглашение о том, что выплаты по договору с РСУ автоматически уменьшаются на 21 тысячу рублей, отнес его застройщику и там, как положено, под входящим номером зарегистрировал. Вот только фирма теперь (задним числом) решила документ не подписывать и твердит, что инвестор по-прежнему должен ей эту 21 тысячу плюс пени.
"Где справедливость, - задается вопросом Евгений Иванович. - Зачем я буду перечислять средства организации, если услуги были оказаны не ее сотрудниками? Полагаю, все проще. Теперь РСУ использует факт этих якобы "недополученных" денег как предлог, чтобы не отвечать передо мной по своим гарантиям. Я им говорю, что в суд за неисполнение обязательств подам, а они намекают, мол, ничего не выйдет, вы же наш должник... Хотя размер этого "долга" составляет лишь немногим больше одного процента от общей суммы договора, что никак не могло существенно повлиять на сроки сдачи дома в эксплуатацию".
Немного про управленцев
А еще Евгения Изюмова, да и многих других инвесторов, удивляет настойчивость, с которой застройщик рекомендовал жильцам выбрать себе вполне определенную управляющую компанию. Дело в том, что по закону строитель не менее пяти лет несет ответственность за все недоделки, обнаруженные в доме. Претензии к нему должна предъявлять в этом случае компания, управляющая зданием. Но если она для застройщика "своя", то, разумеется, на многое готова закрыть глаза. Вот и в случае с домом N 51 стали твориться какие-то забавные вещи. В частности, ООО "РСУ", возглавлявшееся Николаем Петровичем Ремневым, стало активно советовать уже въехавшим в дом жильцам взять в качестве управляющей компании ООО "Ремжилсервис", руководителем которой выступает... Максим Николаевич Ремнев. Родственные связи руководителей двух фирм, одна из которых должна требовать у другой исправления недочетов, сомнений не вызывают, да и находятся обе организации по одному и тому же юридическому адресу.
В январе застройщик, озабоченный выборами "правильной" управляющей компании, организовал по этому поводу собрание жильцов. Руководство РСУ уверяет, что развесило на доме объявления о мероприятии, а кто не заметил, тот сам виноват. Но многие ведь в недоделанном здании еще не живут, приезжая сюда лишь время от времени. Как следствие, на собрании присутствовала всего половина жильцов, которые и избрали управляющей компанией фирму Ремнева-младшего. А последняя, как говорит Евгений Изюмов, ничем себя за минувшие девять месяцев не проявила, да и не могла, поскольку ее полномочия начинаются лишь после сдачи дома в эксплуатацию. Разве что приписала себе в заслугу подключение к дому горячей воды, хотя это является обязанностью застройщика.
Что мешает танцору?
Кстати, ни в коем случае не надо думать, что судьбой дома обеспокоен сегодня исключительно Евгений Иванович. Четыре месяца назад, например, прошло очередное собрание жильцов, на котором застройщик упомянул, что инвесторы подали на ООО "РСУ" уже два иска и у фирмы могут быть арестованы счета. Правда, тут же успокоил собравшихся, заявив, что дом будет сдан в августе. "Какого года?" - спросил кто-то из квартирантов. Застройщик сделал вид, что шутки не понял: дескать, в постановлении мэра нам дается срок завершения работ до 1 сентября, так что приложим все силы...
Впрочем, кое-какие изменения все же случились. В частности, РСУ поменяло руководителя: Николай Ремнев куда-то делся, и теперь пост директора занимает Николай Шитов. Настроен он, впрочем, так же решительно, как и предшественник. Говорит, что претензии Изюмова необоснованны, в договоре же указана не конкретная дата сдачи дома, а лишь некий "ориентировочный срок", и есть объективные трудности, из-за которых он сместился. Но, позвольте, в том же договоре все эти "трудности" расписаны очень четко. В частности, там отмечено, что форс-мажорными обстоятельствами, из-за которых застройщик может сорвать свои обязательства перед инвестором, являются "землетрясения, наводнения, иные стихийные бедствия, военные действия любого характера", а равно новые нормативные акты, препятствующие выполнению гарантий. Однако Ярославль за прошедшее время не трясло, не заливало, тунгусские метеориты на город не падали, оккупанты к нам не вторгались, а изданные государством документы, напротив, всячески подстегивали слишком медлительных застройщиков.
В чем же тогда дело? Почему люди, честно заплатившие деньги, не могут дождаться своих квартир? Автор хотел было поставить эти вопросы перед застройщиком, как говорится, ребром, но последний звонок в ООО "РСУ" принес неожиданные результаты: милая девушка на другом конце провода сообщила, что начальства нет, оно "на объекте", но сам дом планируется сдать в эксплуатацию уже 27 сентября, то есть в этот четверг. Ну что ж, как говорится, дай-то Бог. Правда, сроков ввода здания в строй называлось уже столько, что квартиранты со счету сбились. Поэтому мы, принимая к сведению дату торжества, все-таки будем внимательно наблюдать за развитием сюжета вокруг злополучного дома по улице Красноборской.
Смотрите также:
- Униженные и бездомные. Обманутые ярославские дольщики голодают →
- Энергетические вампиры →
- Ждем Дня города →