Люди, которых нет. В Ярославле их не замечают

   
   

На вопрос, изменяется ли что-нибудь в нашем обществе в лучшую для инвалидов сторону, Галина Виноградова отвечает с невеселой улыбкой: "Конечно. Стало больше частных фирм в городе, а они, когда территорию вокруг благоустраивают, пандусы делают".

Кому не нужны пандусы?

Дочери Галины Андреевны Ольге в восемь месяцев врачи поставили диагноз "детский церебральный паралич". Очень долго в самых разных клиниках, куда обращались Виноградовы, им говорили: все будет хорошо. С тех пор прошло 34 года, но "хорошо" не стало.

Ольга работает на компьютере, вяжет (хотя парализованными руками это делать очень сложно), любит поговорить по телефону, участвует во всех мероприятиях, проводящихся для инвалидов в городском реабилитационном и территориальном центрах социального обслуживания Ленинского района. Но, чтобы пройти из комнаты в комнату, ей нужна помощь, а для передвижений по городу требуются инвалидная коляска и провожатый.

- Частные фирмы делают пандусы, когда территорию благоустраивают, - говорит Галина Андреевна, - а муниципальным это почему-то не нужно. На ул. Республиканской, когда в ТЮЗ идем, везде пандусы, очень хорошая дорога. А проспект Ленина сейчас выкладывают плиткой - и ни одного пандуса не предусмотрено! А мне ведь, чтобы на бордюр въехать, нужно коляску поднимать: Оля килограммов 60 весит и коляска как минимум 25! Я как-то видела по телевизору - предлагали пандусы съемные: ставишь, спускаешь коляску, потом перекладываешь и так далее. То есть с собой еще этот пандус таскать? Или на цепь его "сажать" где-то? Я, например, коляску боюсь оставить даже в нашем закрытом подъезде.

Максимум, куда своим ходом могут добраться Виноградовы от дома на Юбилейной площади, - площадь Волкова. Прежде чем зайти вместе в магазин, тоже десять раз подумаешь - хотя бы потому, что не во всяком магазине вообще можно найти место для инвалида в коляске. "Летом я Олю еще могу на улице оставить, - сокрушается Галина Андреевна, - а зимой?"

Коляска преткновения