Владимир Голов: "Желаю победы нынешнему депутатскому корпусу"

   
   

16 июля муниципалитет г. Ярославля проведет свое последнее заседание перед отпуском, после которого практически сразу начнется новая избирательная кампания. Это был не обычный созыв, поскольку составной его частью была местная фракция, изначально продекларировавшая свою оппозиционность или, по крайней мере, независимость от мэрии. Что же было на самом деле?

Председатель ярославского муниципалитета Владимир Голов считает, что депутатский корпус отработал свое четырехлетие очень профессионально. Он рассказал нашей газете о тех программах, которые были инициированы и реализованы за этот срок. Но нам показались интересными те его высказывания, которые касались непосредственно депутатов. Не всегда из уст политика можно услышать оценку деятельности коллег и конкурентов. Проницательный читатель может сделать при прочтении этого интервью интересные выводы.

Наша беседа началась с вопроса об оппозиции. Владимир Голов до избрания депутатом муниципалитета занимал должность первого заместителя мэра г. Ярославля. Поэтому было любопытно узнать, как он чувствовал себя в одной команде с людьми, мечтавшими создать новый город.

- Оппозиция? Оппозиции не было, - удивил нас Владимир Николаевич. - Просто, как в любой организации, у нас есть люди, которые по своему видят решение проблемных вопросов. В муниципалитете образовались три фракции: "единороссы", ЛДПР и "Новый город". Да, они всегда имели собственное мнение, но при этом муниципалитет работал нормально. Это очень работоспособный муниципалитет. Я, как председатель, нашел общий язык со всеми руководителями фракций, со всеми депутатами. У нас возникают спорные вопросы, но нет открытой конфронтации. Ведь как работает наш законодательный орган: сначала все тематические проблемы обсуждаются или в постоянных комиссиях, или для этого создаются рабочие группы. Они находят комплекс решений и затем выносят их на утверждение общего заседания муниципалитета. В работе на предварительных этапах участвуют не только депутаты, но и представители общественности, а также отраслевые специалисты.

- Такой режим деятельности установился сразу?

- Первый год, естественно, люди притирались. Многие изучали, что к чему, налаживали связи с исполнительной властью, с комитетами, департаментами, друг с другом. А затем депутаты подготовили 26 целевых долгосрочных программ, обеспеченных финансированием. Они созданы на основании тех задач, которые ставят перед нами избиратели в наших округах. Прежде тоже принимались различные социальные программы, но они редко были подкреплены финансовыми средствами и носили чисто декларативный характер. Это, конечно же, вызывало раздражение у людей. А теперь они видят, что их предложения, просьбы, заявки, требования действительно реализуются. Сейчас мы каждый год выделяем от 80 до 100 миллионов рублей на обустройство дворов. Раньше этот вопрос всегда находился в запущенном состоянии: на него никогда не выделялись целевые деньги. К юбилею мы должны закрыть все вопросы, связанные с благоустройством города.

- Насколько реально депутаты влияют на формирование бюджета, или они автоматически принимают тот проект, что готовит мэрия города?

- В первый год работы все говорили: мы будем расписывать бюджет вместе с департаментом финансов. Но в любом хозяйственном, финансовом деле должны заниматься профессионалы. Мы стали обсуждать: а как вы практически хотите в этом участвовать? Вы хотите сидеть с работниками департамента финансов и вести тяжелую, кропотливую, нудную работу по выверке всех цифр по многочисленным статьям? Это очень сложная работа, основанная на законодательных нормативах. Неспециалист ее даже не поймет. Всегда было так, что рабочий проект бюджета делает департамент финансов, распределяя средства по отраслям, по статьям.

- Какими суммами приходится оперировать?

- Казна города - это ни много ни мало 15 с лишним миллиардов рублей. Система работы с ними такая: департамент финансов готовит рабочий вариант, расписанный по статьям. Депутаты смотрят цифры, сверяют показатели с прошлыми годами, предлагают свои корректировки. То есть осуществляется конкретная работа над фактическим материалом. В этом случае депутаты видят бюджет в целом. И уже мало стало таких вопросов: давайте мы на эту статью больше заложим. Потому что возникает вопрос, а откуда снять необходимые для этого средства? Депутаты начинают решать вопросы не просто в интересах какой-то отрасли, а заботятся о развитии всего города, исходя из наличия общего объема муниципальных денег и с учетом поступающих средств из федерального бюджета.

- За четыре года депутаты стали профессиональнее?

- Да, они лучше стали понимать финансовые, хозяйственные вопросы. Многие из них участвуют в балансовых комиссиях, которые проверяют деятельность муниципальны х предприятий. Таким образом они знакомятся с их экономикой. Это очень хорошая школа для человека. Ведь они почти все сами предприниматели. Депутатам этот опыт полезен для собственной практической работы. Кроме того, им становится понятен механизм деятельности государственной системы.

- Посещая заседания областной Думы и муниципалитета г. Ярославля, я заметил, что у муниципалитета очень высокая посещаемость: депутаты приходят и на свои комиссии, и на те, членами которых они формально не являются. Проблем с посещаемостью нет?

- Нет. Наоборот, существует искренняя заинтересованность. Знаете, что я хочу сказать: есть серьезное отличие депутатов муниципалитета от областных думцев. Депутат муниципалитета напрямую, глаза в глаза, работает с избирателем. У него небольшой округ - около 13-14 тысяч избирателей. У него конкретная работа, ведь все его программы формируются из предложений жителей округа: социальная помощь инвалидам, малоимущим, содействие многодетным семьям. Он знает даже, сколько в районе задолжников по квартирной плате и почему эти задолженности образовались: социальные особенности, семейные неурядицы, тяжелые случаи. И эта конкретная работа в округах влияет на активность депутатов и на посещение заседаний муниципалитета, постоянных комиссий, рабочих групп. За все время работы четвертого созыва муниципалитета не было случая, чтобы на каком-то заседании не было кворума. Ни разу.

- В этом отношении этот созыв чем-то отличается от предыдущих?

- Да, активностью, организованностью. Нынешние депутаты больше работают в округах. Наверно, те программы, которые мы приняли, подталкивают их к такой активности. Я многие созывы знаю еще по работе первым заместителем мэра. Разница большая. Прогрессивность депутатов четвертого созыва значительная. Они хорошо образованны и информированны, следят за инновационными изменениями в других регионах. Председатели постоянных комиссий - очень толковые депутаты. Потом у нас молодых депутатов много. Молодые ребята, продвинутые. Приятно работать.

- Вы посещаете и заседания комиссий, и рабочих групп, ведете заседания муниципалитета. При этом вы всегда с юмором реагируете на некоторые ситуации, попытки демонстрации популизма, которые проскакивают, особенно когда собирается пресса.

- Бывает такое (смеется).

- Насколько сложно организовывать работу стольких самодостаточных людей?

- Нормально. Ведь у меня нет какого-то антагонизма по отношению к коллегам. Я уважаю их всех, считаю, что каждый должен сказать свое я. Вообще по закону я не имею права вмешиваться, комментировать, критиковать высказывания депутатов. Каждый волен сказать свое слово. Но, учитывая нормальные отношения со всеми, товарищеские отношения, иногда что-нибудь приходится интерпретировать в выступлениях, что- бы вести заседания в рабочем режиме. Но депутаты не обижаются. Они знают, что если я что-то и сказал, я все равно их уважаю. Кроме того, мы же и в неформальной обстановке встречаемся.

- Что вы ожидаете от следующего созыва? Наверное, участники нынешнего состава захотят его сохранить почти в том же самом виде. Будет ли он таким же работоспособным, как нынешний?

- Сейчас трудно сказать, кого ярославцы изберут в состав муниципалитета. Хотел бы отметить, что депутаты четвертого созыва прошли хорошую школу, даже университет, накопив огромный багаж хозяйственных знаний, приобретя опыт тонкой рутинной работы по содержанию городского хозяйства, по жизни города. Я желаю будущему председателю муниципалитета победы на выборах большей части нынешних депутатов. Хуже не будет. Город только выиграет.

- Ваши личные планы в этом отношении?

- Пока не знаю.

Смотрите также: