Сегодня мы продолжаем разговор с политологом и экспертом нашей газеты Александром Павловым. В прошлом номере мы говорили о том, что для долгосрочной политической карьеры важен выбор агитационных технологий, поскольку они также участвуют в постепенном формировании имиджа политика.
- Александр Николаевич, так ли уж важно для кандидата ограничение выбора методов политической борьбы? Ведь на кону стоит победа, достижение цели.
- Ключевое определение в этой теме - долгосрочная карьера. Если начинающий политик ставит перед собой одну цель - получение депутатского мандата, вероятнее всего, в его планах превалируют исключительно личные устремления. Поэтому вся его избирательная кампания строится на популизме, обвинении конкурентов и попытках просто купить округ за разовое вбрасывание в него материальных ресурсов. Если у политика, кроме личных целей, существует общественная ответственность, он действует совершенно по-другому.
- Может, это минус для избирателей? Ведь если их не будут покупать, они и не наживутся?
- Поверьте, выиграют они немного. Стоимость кампании обычно оценивают из расчета один доллар на избирателя. Даже если кому-то повезет получить по доллару или паре от всех кандидатов, больше 500 рублей все равно не получится. От настоящего депутата, выстраивающего долгосрочную карьеру, можно получить гораздо больше. Он способен направить в округ муниципальные средства, отстоять права избирателей, внести корректировки в местное законодательство.
- Почему то же самое не может делать депутат, выигравший выборы за счет подкупа избирателей и использования черного пиара?
- Потому что он уже достиг своих краткосрочных целей, а именно - стал депутатом. После этого у него могут возникнуть другие личные планы. Достигаться они будут привычными методами.
- Вы можете привести пример долгосрочной карьеры в Ярославской области?
- Да. Олег Виноградов. Он начинал оппозиционным депутатом, сейчас является заместителем губернатора и, возможно, это только начало. А вот некоторые бывшие высокопоставленные чиновники, наоборот, не заботились о своем долгосрочном имидже и потерпели сокрушительное поражение на выборах в областную Думу. Другой пример - карьера Сергея Загидуллина, бывшего федерального депутата от нашей области. Вложив большие деньги в действительно грамотную избирательную кампанию, он затем успокоился. Избиратели ничего не слышали о нем. В результате на следующие выборы ему пришлось идти от другого региона.
- Выборы в муниципалитет по сути уже начались, как и агитационная кампания. Что Вы можете сказать о ее ходе?
- Пока используются старые привычные методы. Либо акцент делается на личности прежде незнакомого кандидата, либо на внезапно появившейся озабоченности общественными проблемами. Если бы кандидаты развивали эти вопросы в течение продолжительного времени, уровень доверия к ним был бы выше, чем теперь, когда они появились внезапно. Если им повезет победить, они опять выпадут из информационного поля и вернутся в него только к следующим выборам.
- Может, это и к лучшему. Мелькание на экране неизбежно вызовет усталость у телезрителя.
- Это действительно так. Но если кампания продумана на годы вперед, то у политика должно быть расписано, сколько раз и когда он должен засветиться на экране и сколько материалов о нем должно быть напечатано в газетах. Более того, все эти информационные всплески должны быть приурочены к значительным событиям в жизни области. Избиратель формирует образ политика не только из его высказываний, но и поступков. Как раз на местном уровне мы слышим много слов, но не видим тех самых поступков. А именно из оценки дел политика складывается его долгосрочная репутация.
- То есть пора перейти от выстраивания имиджа к работе над репутацией?
- Да, эту тему политологи начали развивать еще в начале десятилетия, но она до сих пор не получила широкого распространения на практике.
- Сколько будет стоить избирательная кампания кандидату?
- Порядка трех миллионов рублей. Но кандидатам надо иметь в виду, что пиар-агентства заинтересованы как раз в краткосрочном достижении цели. Поэтому они не будут особо обращать внимание на индивидуальность политика, а прогонят его агитацию по стандартным, чуть адаптированным к региону методам. Если бы у политика была сформированная репутация, она обязательно бы учитывалась, при этом могли бы появляться нестандартные решения. А так, поверьте, для политтехнологов все кандидаты на одно лицо. Такими они предстают и перед избирателями.
- Не все политики обращаются к пиарщикам, некоторые рассчитывают на самодеятельность.
- Обычно это происходит как раз потому, что в кампаниях применяются одни и те же методы, и участники избирательных кампаний заучили их наизусть. Но без помощи профессионалов все же лучше не обходиться. Даже лучше, если кандидат сам руководит работой штаба. Но качественную работу могут выполнить только профессионалы. Знаю, что часто политики обращаются к своим сотрудникам, пресс-секретарям, с наивной просьбой: "Придумай-ка мне, пожалуйста, хороший слоган". Они уверены, что это работа максимум одного вечера и стоит благодарности, ну или бутылки недорогого коньяка. Они не понимают, что настоящий слоган не просто заключается в блестящей фразе, но и отражает личность кандидата, идеологию его деятельности. Значит, необходимо прежде изучить кандидата, а уже потом садиться за формулировку слогана. Эту работу обычно выполняет группа высокооплачиваемых специалистов.
- Что же делать тем, кто хочет стать ответственным политиком?
- Прежде всего определиться со своими собственными жизненными целями. Если человек намерен остаться жить в этом обществе, то личные планы всегда должны сочетаться у него с общественными. Только в этом случае у грамотного амбициозного человека благополучно сложится его собственная карьера, а его дети смогут гарантированно пожать ее богатые плоды.
Смотрите также:
- Вахруков: «Мэра не обязательно должны отличать молодость и умение красиво говорить» →
- Похоронный диксиленд и бесконечный хэппи-энд →
- Приглашение на кладбище →