"Когда находишься на сцене, забываешь про всё на свете". Артист балета Валерий Алибаев сейчас подрабатывает таксистом

   
   

Наша жизнь часто преподносит сюрпризы - неизвестно, что тебя ждёт завтра, а уж тем более послезавтра. Артист балета Валерий Алибаев, 20 лет протанцевавший в театре Душанбе, заслуженный артист Таджикской ССР, давно живёт на Ярославской земле. Только вот не думал он, что зарабатывать на жизнь ему придётся, крутя баранку.

Первые аплодисменты

- Валерий Курбанович, в балет вы пришли в 13 лет. Это была мечта детства или случайность?

- В Московское академическое хореографическое училище при Большом театре я приехал поступать из Душанбе. О танцах я никогда не думал, зато очень любил петь. Когда мама предложила мне поехать попробовать себя в Москве в хореографическом, я решил, что название происходит от слова "хор", и с радостью согласился. Потом уже, когда приехал в училище и приёмная комиссия стала проверять состояние ног, понял, что петь мне не придётся. (Смеётся).

- Не было желания вернуться домой?

- Нет. А когда в первый раз вышел на сцену, услышал аплодисменты, получил цветы - и последние сомнения отпали. Да и педагоги мне очень нравились.

- Наверное, на диете приходилось сидеть?

- Никогда! Я всегда худой был, да и график занятий к полноте не располагал: я, как иногородний, жил в интернате. Вставали мы в 8 утра, завтракали, в девять начинались занятия по танцам, часа четыре мы танцевали, потом перерыв на обед, а после - уроки общеобразовательной программы. В семь вечера приступали к репетиции спектакля, и так практически каждый день. А вот некоторые девочки, несмотря на такой насыщенный день, полнели. Были случаи, когда за это исключали из училища, даже несмотря на отличную учёбу.

- А свой первый выход на сцену помните?

- В 14 лет я танцевал в Большом театре одного из гномов в "Белоснежке". Первое ощущение - страх, потому что надо вовремя вступить, вовремя уйти, ничего не перепутать. А потом страх прошёл, и я начал просто танцевать.

Танец с замороженной ногой

- Говорят, что в балетной среде нередко царит зависть?

- К счастью, мне гвоздей никто никогда не подкладывал, только если ради шутки мы друг другу обувь к полу прибивали. Кстати, в Большом по поводу гвоздя ходила одна история: во время танца артист наступил на гвоздь, но, несмотря на это, продолжил выступление. И у меня был похожий случай. В "Балде" играл чёрта, прыгнул и свернул себе коленную чашечку. Кое-как дотанцевал действие, ушёл за кулисы, там уже врачи ждали. Чашечку вправили, коленку заморозили, и я снова пошёл танцевать, почти не чувствуя ноги. Сцена - такая штука, когда на ней находишься, про всё забываешь...

- Были выступления, которые чем-то вам запомнились?

- Каждое чем-то выделялось. Но до сих пор в памяти экзамен по актёрскому мастерству. Я тогда танцевал Тибальда из "Ромео и Джульетты", сцену его сражения с Ромео, и настолько вжился в образ, что забыл обо всём на свете. Ни одной мысли в голове не было, только танец. И, что удивительно, ни разу не ошибся. Экзаменаторы потом сказали: "Счастливая случайность, что во время танца вы нас не убили".

- В вашем архиве есть фотография, где вы полностью покрыты краской. Тяжело танцевать в таком "костюме"?

- Это спектакль "Баядерка", где я играл божка. Номер длится всего пять минут, но из-за этого бронзового костюма устаёшь так, будто несколько часов проработал. Тело не дышит совершенно, поэтому наносить краску приходится перед самым выходом на сцену, чтобы совсем не упариться. После выступления зайдёшь за кулисы, а пот ручьями течёт.

Одарённые ученики

- Как сложилась ваша жизнь после театра Душанбе? Почему приехали в Ярославль?

- В 1994 году в Таджикистане была война, и мы решили, что нужно уезжать. Поехали к родственникам жены в Тутаев. Год я проработал директором клуба, а жена -преподавателем в музыкальной школе. И однажды директор этой школы, зная наше балетное прошлое, предложил открыть при школе хореографическое отделение. Отработал я там шесть лет, дети были очень сильные: на выпуск мы им полностью поставили второй акт "Лебединого озера", который обычно танцуют только зрелые артисты. В Москве сшили детям настоящие пачки, директор на хореографическое отделение денег не жалел. Один наш ученик сейчас в Санкт-Петербурге продолжает образование, другой - в Москве. Вырастили четырёх педагогов.

- Но вы из школы ушли?

- Да, супруга осталась, она до сих пор там работает, а я ушёл на другую работу, в такси - здесь платят лучше.

- Если я правильно поняла, ваша супруга тоже из балетных?

- Да, мы вместе учились, но в Москве я на неё внимания не обращал, знал, что учится девочка из Душанбе, зовут Халима. А ближе мы с ней познакомились уже на родине. Начали встречаться и через три месяца поженились. Вместе уже 31 год, двух дочерей вырастили Евгению и Полину.

- А дочери танцуют?

- Только Полина. Закончила наше хореографическое отделение, сейчас учится по специальности "гостиничный бизнес", но в свободное время танцует в ансамбле современного танца.

Смотрите также: