Для семьи Гринденко эти три слова означают не новый ежегодный праздник, а саму основу жизни, то, что двух незнакомых людей навсегда делает родными и необходимыми друг другу.
Они рассказывают историю своей семьи, держатся за руки, переплетя пальцы, внимательно смотрят друг другу в глаза, чтобы получить поддержку, угадать мысль. Словно влюблённые школьники. Но так уже тринадцать лет. Тринадцать лет нежности, заботы и бесконечного увлечения друг другом. Эти годы семья Гринденко делит на "до" и "после" армии. Рубежом стала чеченская пуля, приковавшая двадцатилетнего парня к инвалидному креслу.
"За неё всё отдам"
Денис с Ириной познакомились в экскурсионном автобусе, везущем юных любителей биологии из ярославской школы N10 в столичный музей Дарвина. В 1996 году Денис учился в 10-м биологическом классе, собирался стать хирургом. Ира училась на год старше, всерьёз занималась лыжами и хотела поступать на "физвос". На обратном пути автобус сломался, и десятиклассник Гринденко вызвался ремонтировать его вместе с водителем, чем обратил на себя внимание спортсменки и просто красавицы Иры Совиной.
- Меня в нём привлекла настойчивость и очень глубокое познание мира. Он знает практически всё обо всём, - не может отвести глаз от супруга Ирина. - До сих пор каждый день я узнаю от него что-то новое, что-то открываю в нём самом. С Денисом всегда интересно. В нём фундамент очень прочный заложен.
Денис только улыбается:
- Ну что, смотрю девочка симпатичная, видная. Не обратить внимание не смог. Так, за бутербродами в автобусе и познакомились...
А потом добавляет серьёзно:
- Мне жизнь за неё отдать не жалко.
В медицинскую академию он так и не поступил. Пошёл работать. Был грузчиком, продавцом, консультантом.
- На нормальную работу было не устроиться. Везде одно и то же: "В армии был? Нет? Иди послужи сначала", - вспоминает Гринденко. - Год так помыкался и пошёл долг Родине отдавать. А вот как оно вышло всё боком...
Выжили только трое
Писем из армии не было долго. Родителям отвечали, что Денис в колхозе. А потом пришло письмо с полевой почты, и стало понятно, что "колхоз" в Чечне. Раз в три дня Юрий Викторович, отец Дениса, звонил на горячую линию в Ростов-на-Дону. По ней передавали сводки, кто из солдат погиб, кто ранен, кто где находится. Так продолжалось почти два месяца. А потом Ирине приснился сон, будто Дениса ранило. В этот же день ей позвонил отец Дениса и сказал, что нужно ехать в госпиталь в Ростов.
1 декабря 1999 года при наступательной операции на Алхан-Юрт из целого взвода выжили только трое солдат. Один из них - Денис Гринденко - остался прикован к инвалидному креслу. Он не чувствует своих ног ниже колен.
Сегодня, рассказывая о перевернувшем всю его жизнь ранении, о войне, которую вспоминает каждый день, Денис улыбается, шутит. А что остаётся мужчине в такой ситуации? Не жаловаться же...
Он любым ей нужен
Тогда в госпитале в Ростове-на-Дону Денис лежал весь в бинтах и трубках, не в силах повернуться и гнал Ирину от себя, говорил, чтобы искала другого, нормального. А ей не надо было другого, она уже нашла своего, необходимого, и не собиралась отдавать ни чужой женщине, ни смерти, ни тоске.
Потом была уже другая война для них двоих: неудавшиеся операции, бессильная в нестандартных случаях бесплатная медицина, пенсия в 656 рублей 92 копейки, назначенная инвалиду первой группы.
Сегодня кавалер ордена Мужества Денис Гринденко работает водителем в обществе "Защитник". Его жена Ирина - директор в сфере продаж. Они любят путешествия, выезды на природу в компании друзей.
Мы встретились на набережной. Ирина и Денис подъехали на джипе. Машина со спецуправлением. Он курит в окно. Красавец, большой и сильный, с открытой улыбкой и сияющими глазами. Мимо прогуливается стайка девушек: равнение на джип, внимательный "обстрел" глазками.
- Во дают! Как будто не видят, что женщина рядом сидит, - удивляется Денис.
"Женщина рядом" только ласково улыбается, гладит его по руке. Она рядом всегда. Была и будет. "Просто она умела ждать, как никто другой".
Смотрите также:
- Госавтоинспектор Галина Дмитриева о службе, семейных традициях и оружии в женских руках →
- К невесте в окно по верёвке. Промышленный альпинизм становится всё более популярным →
- Инструктор Алевтина Новикова: «На дороге чувствую себя увереннее мужчин!» →