- Алевтина Александровна, расскажите, как вы стали инструктором?
- Абсолютно случайно. Права я получила в 18 лет. Училась на инязе в педагогическом институте, но надо было зарабатывать на жизнь, и я устроилась водителем к первому секретарю Кировского райкома комсомола. Спустя несколько лет, когда я получила квалификацию водителя высшей категории, меня часто звали на разные ралли, но было некогда. Приглашали инструктором в частную автошколу, на тот момент по России их насчитывалось всего три.
- Был ли страх, когда только начинали водить машину?
- Конечно. Однажды еду я от моторного завода, подъезжаю к «Гиганту», машин всё больше, больше, становится всё страшнее, и я понимаю, что мне не проехать – надо очень часто переключать скорости, авто может заглохнуть. Я остановилась, вышла из машины, руки трясутся. Немножко успокоилась, решила: сейчас медленно подкрадусь под красный светофор, встану, а трогаться с первой скорости я умею. (Смеётся). Потом всё пришло с опытом. Для меня сейчас водить автомобиль - как дышать, настолько привыкла.
- А какой был ваш первый автомобиль?
- Когда я работала водителем в райкоме, им стал «Москвич-2140», экспортный вариант, весь такой блестящий, красивый. Из всех водителей обкомов я была единственной, кто ездил на таком автомобиле, и единственной женщиной. Меня называли Аля Кировская - по названию района, был у нас там и Володя Ленинский. (Смеётся). Между прочим, раньше не было такого сервиса, как сейчас, и я сама частенько ремонтировала машину.
- Вам нравится преподавать?
- Если честно, раньше я думала, что никакой не педагог. Этот талант помогла раскрыть моя работа. Со временем стала замечать, что и мужчины и женщины, приходя в автошколу, старались попасть на занятия именно ко мне. На тот момент женщина – инструктор была в диковинку. Правда, и сейчас мало девушек идёт в инструкторы.
- Кого легче обучать?
- Конечно, мужчин. Хотя все люди разные. Бывают такие боевые девушки, они очень быстро учатся и сдают на права чуть ли не с первого раза. Если говорить о возрасте, то проще обучать молодых.
- Есть абсолютно не обучаемые?
- Таких единицы, но встречаются. Права они получают, правда, потом почти не ездят.
- Как относятся мужчины к женщине-инструктору?
- Раньше, конечно, очень удивлялись. Многие за мной потом ухаживали, с некоторыми до сих пор сохранились дружеские отношения. Интересно, что последнее время по телевизору часто показывают, как мужчины замечательно готовят, а мы, девушки, можем быть прекрасными водителями.
- А как вам выражение «женщина за рулём – как мартышка с гранатой»?
- Я всё-таки смею надеяться, что это, скорее, исключение. По сравнению с мужчинами женщины ведут себя более культурно, интеллигентно на дороге, всегда друг другу уступают, но, к сожалению, менее уверенны в себе. Хотя я, например, чувствую себя увереннее многих мужчин. (Улыбается).
- Часто случаются курьёзы во время обучения?
- Нередко. Мы, инструкторы, иногда собираемся и делимся своими забавными историями. К примеру, еду я на нашей учебной машинке по проспекту Ленина, за рулём - симпатичная девушка. Недалеко от ЦНТИ надо поворачивать «под стрелку», но горит она недолго, а машина постоянно глохнет, и мы никак не можем тронуться. Сзади нас два «супермена» на новенькой иномарке. И нас не обруливают, стоят, ждут. Наконец, видимо, терпение лопается: открывается дверь иномарки, выходит водитель, открывает дверь нашей машины и… встаёт на колени перед девушкой! Берёт её за ногу и объясняет: «Держи сцепление, держи». Представляете?! На меня не обращает внимания - не понял, что я инструктор, и я сижу, подперев рукой щёку, и наблюдаю за его манипуляциями. А недавно меня насмешил мой внук. Иногда он ездит со мной на заднем сиденье во время обучения. На занятии у меня была немолодая женщина, она никак не могла тронуться, один раз, второй, третий. Женщина говорит: «Аля, я опять заглохла». На это мой внук, подражая моей интонации, заявляет: «Так держать сцепление надо, держать!»
- Наверняка сами учили свою дочь вождению?
- А как же, она водит с 13 лет, с 16 помогала мне в автошколе на площадке, теперь вот уже 15 лет как сама работает инструктором. А в машине у меня висит портрет юного автолюбителя – моего внука. Его я посадила за руль в 6 лет, как только ножки стали дотягиваться до педалей. Для него это игра, и он очень быстро обучился. Мы с ним постоянно ходим на картинг, где он гоняет виртуозно, не побоюсь этого слова. Что интересно, входит в резкие повороты по чёткой траектории, кричит мне при этом: «Смотри, я на повороте сбросил газ!». Вообще мы семьей любим играть в боулинг, картинг и пейнтбол в Иркутске.
- Вы довольны своей работой?
- Знаете, я ни разу не пожалела о выбранной профессии. Это очень увлекательная работа, общение с огромным количеством людей, со многими из них мы становимся добрыми друзьями и помогаем в жизни друг другу.
Досье
Алевтина НОВИКОВА
родилась в Ярославле, получила права в 18 лет, единственная в Ярославской области женщина - водитель первого класса. Некоторое время работала инструктором по вождению в Москве. Имеет дочь и внука.
Смотрите также:
- Учитель Татьяна Уткина о прагматичности современных детей, любимых «вэшках» и тайне своего имени →
- Госавтоинспектор Галина Дмитриева о службе, семейных традициях и оружии в женских руках →
- Прочный фундамент Гринденко. 8 июля - День семьи, любви и верности →