На днях автомобилисты всей страны были озадачены мрачными прогнозами о предстоящем - начиная уже со следующего года - росте смертности в результате ДТП.
Именно из этого исходят авторы проекта «Стратегии безопасности дорожного движения в России» на период до 2023 года. Он был подготовлен ГИБДД РФ с учётом предложений исполнительной власти, научного сообщества и общественных организаций.
По оценкам, к 2022 году на дорогах будут погибать 30-33 тыс. человек ежегодно, что станет резким откатом к критической ситуации 2007-2008 годов. Попробовать «разложить по полочкам» выводы и предположения, содержащиеся в нашумевшем проекте, согласился региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Ярославской области Илья Арифулин.
Эти непредсказуемые «подснежники»
Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Первое впечатление от такой информации - удивление. Ведь ещё недавно статистика была радостной. Так, в 2016 году в ДТП погибло на 12,5% меньше людей, чем годом ранее, а количество аварий снизилось на 6,1%. Почему же, по вашему мнению, в основу столь серьёзного документа решили положить прогнозы, перечёркивающие эту тенденцию последних лет? Или это только один из возможных сценариев хода событий, к которому нужно быть готовым?
- Тогда стоит начать с вопроса, может ли быть причинно-следственная связь между старением водителей - первой причиной, названной авторами проекта - и потенциальным ростом количества ДТП со смертельным исходом?
- Каждый год на дорогах Ярославля и нашей области появляется множество новых водителей. И после завершения очередной зимы мало кто из водителей не ожидает с содроганием так называемых «подснежников» - новоиспечённых водителей, которые пока ещё боятся ездить зимой, но зато весной дружно и массово выезжают на автодороги. Их становится всё больше и больше. «Подснежники» зачастую являются виновниками мелких ДТП, но, с другой стороны, они ездят значительно осторожней тех, кто давно за рулём и чувствует себя уверенно в любой ситуации.
Среди таких своеобразных водителей в основном молодёжь, достигшая восемнадцатилетнего возраста и рвущаяся за руль, а вторая по численности группа - домохозяйки, автомобиль которым нужен для хозяйственных целей. Как мы видим, количество водителей увеличивается, но в основном за счёт людей в полном расцвете сил, которые лишь «молодят» статистику. Естественное старение водителей идёт столь медленно, что не может сыграть хоть сколько-нибудь значительную роль. Всё-таки не могут же разом стать «немощными и неспособными управлять» многие тысячи водителей! По этим причинам, мне думается, старение водителей не может сыграть значительную роль в росте количества смертей в ДТП.
«Хотели как лучше…»
- Итак, проблему старения водителей можно отмести. Но в ряду с ней названо и старение транспортных средств, а это более чем серьёзный фактор.
- Поясните такую категоричную оценку.
- К сожалению, сейчас прохождение техосмотра стало настолько формальным, что можно сформулировать жёстко: его практически нет. Техосмотр требуется только для оформления полиса ОСАГО, а зачастую в тех же самых местах, где водители приобретают полис, они могут купить и талон техосмотра. Мне кажется, что ГИБДД стоило бы пересмотреть существующую систему, отсечь недобросовестных игроков на рынке выдачи талонов технического осмотра. Но если говорить в целом, то обратить вспять неуклонное старение транспорта может только существенное улучшение экономической ситуации. Нужен рост благосостояния людей, доступные кредитные схемы - всё это поможет ярославцам обновить автопарк. И тем самым убрать одну из составляющих риска на наших дорогах.
«Немощные» погоды не сделают
- Рост автомобилизации населения - это третья причина в рейтинге ГИБДД.
- Конечно, увеличивающееся количество автомобилей на автодорогах приведёт к росту количества ДТП, но, на мой взгляд, этот пункт идёт вразрез с двумя предыдущими. Если растёт количество автотранспорта, значит, он должен «молодеть», поскольку не может значительно прирасти лишь старыми автомобилями. Это вполне очевидно. Так же и с водителями: количество водителей не может увеличиваться за счёт «старых и немощных», поэтому средний возраст водителей должен уменьшаться!
- Мы подошли к финальному аккорду: осталось понять значимость - в контексте нашей темы - увеличивающегося разрыва между темпами автомобилизации и развитием дорожно-транспортной сети в регионах.
- Этот пункт, бесспорно, является одним из важнейших в представленной концепции. На сегодня в Ярославской области не соответствуют требованиям ГОСТ 70-75% всех автодорог. При постоянно увеличивающемся количестве автомобилей на дорогах их состояние начинает играть всё более важную роль. По статистике ГИБДД, наибольшее количество ДТП со смертельным исходом происходит как раз из-за ненадлежащего состояния автодорог, поэтому главной задачей является приведение их в нормативное состояние. Выводы: говорить о каком бы то ни было развитии дорожно-транспортной сети в нашем городе пока смешно, а вот количество водителей на дорогах будет расти год от года.
Легион чиновников - имя главной беды
- Что ещё нужно знать автомобилистам о готовящейся стратегии?
- Намечены ли меры, способные предотвратить или хотя бы минимизировать последствия такого негативного сценария?
- Увы, конкретных мер по исправлению ситуации в документе не приводится. Речь пока идёт лишь об «общих формулировках», таких как формирование негативного отношения к нарушителям правил дорожного движения у общественности, экономическое стимулирование водителей к соблюдению ПДД, увеличение количества видеокамер, фиксирующих правонарушения на автодорогах. Помимо этого профилактикой увеличения смертности, по мнению создателей проекта стратегии, может стать «развитие принципов автоматизации управления дорожным движением на основе высокотехнологичной электронной и мобильной техники». Но воспринимать такие предельно общие «рамочные принципы» в качестве действенных инструментов улучшения ситуации на дорогах, думается, могут лишь весьма далёкие от реальности идеалисты.
Хотелось бы пожелать сотрудникам ГИБДД обратить своё внимание на состояние автомагистралей. И привлекать к ответственности не очередного непристегнувшегося водителя, а чиновников, ответственных за качество магистралей. Тогда и аварийность начнёт падать, и реально можно будет сохранить множество жизней. Проект стратегии предусматривает ещё одно «закручивание гаек» и поборы с граждан. И это в ситуации, когда главным фактором смертности в ДТП является не халатность водителей, а безответственность чиновников.
Смотрите также:
- Не упасть в пропасть. Экономист о кризисе и о том, кого он ударит больнее →
- Как защитить портфель в периоды резких колебаний на рынках →
- Мы свободны - и поэтому ответственны →