27 августа – День российского кино. И ярославские улицы довольно часто становились и становятся локациями для известных отечественных фильмов и сериалов. Стоит вспомнить только легендарные картины «Большая перемена» (реж. Алексей Коренев, 1972) и «Афоня» (реж. Георгий Данелия, 1975).
В этот праздничный день в материале yar.aif.ru предлагаем прогуляться по ярославским локациям из известных кинолент. Посмотрим вместе, насколько сильно отличаются кадры фильмов и реальные места в городе.
А как было раньше?
Очаровательный и добродушный Ярославль предстал перед зрителями в фильме «Большая перемена». И локаций, в которых побывали герои картины, включая Нестора Петровича, оказалось довольно много.
Например, практически с первых кадров мы видим на фоне одну из главных достопримечательностей города – Спасо-Преображенский монастырь Ярославского музея-заповедника. Ярко выделяется колокольня храма за плечами Нестора Петровича.
Не забыл режиссёр и про Стрелку – место слияния рек Волги и Которосли. На этом месте, согласно легенде, Ярослав Мудрый поборол медведицу. Тогда же и был основан Ярославль. На Стрелке Нестор Петрович спускается на нижний ярус по витиеватой лестнице.
Стоит заметить, что привычная ярославцам Стрелка выглядела совсем иначе. Здесь не было ухоженных газонов и пешеходных дорожек, вымощенных плиткой. От Волги и Которосли людей не отделял чугунный забор – территория Стрелки скорее напоминала пляжный полуостров. И здесь действительно купались!
Искупался в речке и Нестор Петрович. Но сегодня герой уже не смог бы так просто прыгнуть в Волгу. Спуск к реке на Стрелке всего один – по ступеням, а рядом с ним – причал для яхты. Да и купаться в реках Ярославля запрещено. Возможно, Нестара Петровича бы уже оштрафовали.
Сейчас не видно со Стрелки и церквей в Коровниках – микрорайоне у берега Которосли. Их практически полностью закрыли верхушки деревьев.
Засветился в фильме «Большая перемена» и стадион «Спартаковец».
Примечательно, что спустя 52 года после премьеры вид с трибун на церковь Спаса на Городу практически не изменился. На стадионе Нестор Петрович пытался играть в футбол и стоял на воротах. Правда, теперь здесь ворот уже нет, а трибуны отремонтировали и покрасили.
По Ярославлю погулял не только Нестор Петрович, но и другие герои киноленты. Например, по верхнему ярусу Стрелки шли в школу киносупруги – Светлана Афанасьевна и Григорий Ганжа.
Внизу можно увидеть очертания песчаной Стрелки, а на заднем плане – церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Справа от храма ещё дымится паровая мельница на улице Златоустинской, которая сейчас является многоквартирным домом.
Кстати, Ганжа успел показать зрителям небольшую панораму у Волковского театра – старейшего драматического театра России, который был основан в 1756 году.
Сначала Григорий Ганжа переходит дорогу с улицы Первомайской к театру и пробегает мимо входных дверей. Герой останавливается напротив довольно смешной афиши, а после снова переходит дорогу и оказывается на улице Ушинского.
Нетипичный райончик
Фильм «Афоня» для ярославцев – особая гордость. И стоит сказать, что кинолента раскрыла для зрителей город с новой стороны, а именно, его спальные районы. В частности, основные события происходят в Дзержинском районе – одном из самых крупных в Ярославле.
Но фильм начинается с центральных улиц. Мы видим Советскую площадь с храмом Ильи Пророка и здание Губернских присутственных мест. На сегодняшний день в здании ничего нет, но памятник архитектуры XVIII века планируют реставрировать.
После Советской площади главный герой фильма доходит до площади Волкова, где садится в автобус.
После этого локации плавно перемещаются в Дзержинский район. Сцены фильма снимали недалеко друг от друга. В основном это дворы и дома на Ленинградском проспекте, улицах Урицкого и Елены Колесовой.
Так, например, ЖЭК-2, в котором Афанасий Борщов работал сантехником, находился в доме №63 на Ленинградском проспекте.
Правда, это лишь условность фильма: в реальности ЖЭКа здесь не существовало. А сегодня в закутке многоэтажки расположилась частная студия.
На улице Урицкого видим гастроном, в котором Федул, друг главного героя, работал грузчиком.
Интересно, что большая часть Дзержинского района густо поросла деревьями. Из-за этого многие локации фильма буквально скрылись за пышными кронами берез и лип. Но рассмотреть узнаваемые уголки всё же можно.
Легендарное кафе «Ассоль», в котором главный герой Афоня встретил Колю, спряталось у дома №50 на улице Елены Колесовой.
Место поменяло свой облик: питейного заведения здесь не оказалось. Однако здание осталось в том же виде, что и в фильме. Теперь здесь находится продуктовый магазин.
Песенку про снежную зарю герои, изрядно напившись, исполняли также на улице Урицкого. Они стояли у пристройки дома №27, где сейчас также открылся продуктовый магазин.
Неподалёку можно найти ещё одну локацию – место, где Афоня учил практикантов. На кадре из фильма видно, как люди ходят между только-только посаженными деревьями. Сейчас их кроны закрыли собой многоэтажные дома.
В центре Ярославля встречаем и место работы медсестры Кати Снегирёвой.
Правда, её станция скорой помощи на Волжской набережной превратилась в Музей истории города Ярославля.
Сейчас в городе существует целый переулок, посвящённый актёру Леониду Куравлёву, который и сыграл Афоню. Есть и знаменитый памятник Афоне и Коле на Революционном проезде. Они стоят рядом с тематическим баром, который напоминает нам о кафе «Ассоль».
Ярославль даже появлялся в одном кадре в легендарном фильме «Кин-дза-дза» (реж. Георгий Данелия, 1986).
В картине показали Волжскую набережную и дом бывшего Общества врачей – современный музей имени Орлова.
Как Ярославль стал Кишиневым и Казанью
В нулевые в городе начали активно снимать телевизионные сериалы. Самыми громкими премьерами стали ленты «Доктор Живаго» (реж. Александр Прошкин, 2005) и «Котовский» (реж. Станислав Назиров, 2009).
Духовная семинария на площади Челюскинцев в «Докторе Живаго» превратилась в Крестовоздвиженскую, а затем Октябрьскую больницу.
Для сериала «Котовский» столицу Золотого кольца России выдали за дореволюционный Кишинев. Так, театр имени Волкова стал Кишиневским театром драмы 1906 года. В кадрах также мелькают Волжская набережная, Губернаторский сад, площадь Челюскинцев, Революционная улица, а также Демидовский сквер.
Популярный современный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» также снимали в Ярославле. Жители узнавали в кадрах знакомые места. Среди них — дворы Дзержинского и Ленинского районов, которые напоминают о 80-х, Волжская набережная и Советская площадь. Ранее мы показывали кадры из разных серий, которые оказались в киноленте.
Ярославцы уже привыкли к постоянным съемкам и «киношным» вагончикам на улицах. Кинопроизводство в городе запустили давно. Ещё при покойном режиссёре и актёре Юрии Ваксмане в городе была организована компания «Ярсинема», которая помогала столичным съемочным группам с кинооборудованием.
«Ярославль – частая локация для фильмов. Только этим летом сюда приехали больше пяти съёмочных групп. В Ярославле можно показать среднестатистические виды центральной России. Популярность города обусловлена также близостью к столице и дешевизной производства. Многие роли второго плана и эпизоды играют ярославские артисты, а стоит это в разы дешевле, чем играли бы москвичи», - поделилась мнением Заслуженная артистка России и ярославская актриса Евгения Засухина.
Хочется надеяться, что Ярославль и дальше будет очаровывать российских режиссёров. Возможно, однажды этому городу на Волге посвятят целую киноленту.