Дирижёр Мурад Аннамамедов «Когда культуру меряют деньгами, ей приходит конец»

Фото из личного архива Мурада Аннамамедова

   
   

– Мурад Атаевич, Ярославская филармония не популярна среди горожан. В чём, по-вашему, дело?

– По большому счёту, Ярославская филармония не имеет права так называться: она давно превратилась в некую прокатную контору. Нет художественной концепции организации, цементирующего художественного начала. Да, на её сцене проходят концерты отдельных солистов или музыкантов, но это приезжие люди. Из ярославских коллективов выступает только наш симфонический оркестр, гораздо реже – хоровая капелла. Остальные солисты и коллективы, приписанные к филармонии, вынуждены выступать где угодно. А ведь среди них есть талантливейшие музыканты. Например, ансамбль «Серпантин», который возглавляет Анатолий Колбёшин. Много раз я задавал вопросы руководителям – почему нет их концертов в зале им. Собинова? Однажды услышал ответ очередного горе-руководителя: «Зачем устраивать их концерты, если они никому не нужны?» Если коллектив не интересен собственному руководителю, как он будет интересен публике? Тем более массовой публике! К великому сожалению, удел этих интересных музыкантов и мастеров художественного слова – выступления на малых площадках, в санаториях, на правах «развлекателей». К этому привели не только упрощённый спрос, но и дилетантствующие руководители.

– А может, погоня за рублём? Сейчас большинство оценивают проекты по прибыли, которую они могут принести.

– Публика-то откликается и оценивает истинное искусство. Но вот некоторые администраторы!.. Когда мне, опытному дирижёру, являют рублёвую аргументацию, возникает предположение об их тайном желании  всё вообще прикрыть! Сделать из филармонии оптовую базу или колбасный склад – во сколько денег будет!..  Искусство не рублями надо мерить, а его качеством, красотой, содержанием.

– Но выступления симфонического оркестра всё же проходят и залы собирают.

– Наши аншлаги в течение последних восемнадцати лет и для меня пока удивительное исключение. Мы держимся за счёт инерции, набранной в былые годы. Это результат разнообразной художественной политики, отменного исполнительского качества, колоссальной самоотдачи музыкантов, гармонии художественных и административных начал внутри оркестра. В бытность губернаторства Анатолия Лисицына нам удалось импортировать немало интереснейших музыкантов (своего музыкального вуза у нас нет), закупить инструменты и значительно пополнить нотную библиотеку.  В последние годы было гораздо сложнее. Впрочем, определенный оптимизм вселяют первые шаги губернатора Сергея Ястребова.

– Но слушатель всё же «седеет». Что делать? Менять программы, ориентируясь на молодёжь, систему воспитания молодых людей?

– В том, что слушатель «седеет», нет ничего страшного. Не перекрашивать же его (улыбается). Эти завсегдатаи – цвет общества. Что касается молодёжи, причина в общей атмосфере, в том, что показывают по телевизору, демонстрируют в Интернете, происходит на улице. Что мы слышим, к чему нас призывают, каких героев нам предъявляют с газетных полос. Культура не популярна, равно как и быть культурным. Нужно добиваться, чтобы людям хотелось слушать хорошую музыку, читать хорошие книги.

Изменить ситуацию можно, но для этого все должны хотеть стать лучше. Пока же у нас царит массовая «культура», точнее бескультурье, как я этот феномен называю. Ну, какой культурный человек назовёт себя звездой, мегазвездой? Да неловко ему будет!

У нас ведь кого показывают по телевизору – тот и знаменит. Вот последняя ситуация: девицы в храме насвинячили, и это стало информационным событием. Показывают, со всех сторон обсуждают. А это же пошлость, которую не стоит выносить на общее обозрение.

   
   

– Один известный актёр однажды сказал, что артистам стоит быть брезгливее в выборе ролей. В ситуации с музыкантами это так же важно?

– Конечно, я неоднократно говорил: нужно играть любую музыку, лишь бы она была настоящая. Популярными должны быть действительно интересные, хорошие вещи с глубоким содержанием. И именно их должны продвигать, а создателям – платить самые большие гонорары.

Вдумайтесь: доктора наук, литераторы, врачи, музыканты, учителя – большинству из них зарплата не позволяет хорошо одеваться, приобретать умные книги, они постоянно загружены проблемами о хлебе насущном. Какому молодому человеку захочется вести подобный образ жизни?! Современная молодёжь не готова и не хочет нищенствовать. Пока начинающий банковский служащий получает больше доктора наук, ничего не изменится.

Это глобальная, системная проблема. А сейчас всё происходит, как в одной из миниатюр Михаила Жванецкого: «Одни делают вид, что платят, другие делают вид, что работают». Дилетантизм проникает во все щели человеческого бытия. А уж когда культуру начинают мерить деньгами, ей приходит конец, а вместе с этим – и нашим надеждам.

Настаиваю – без истинной культуры народа нам не достичь культуры политической, правовой, финансовой, производственной, межконфессиональных и межнациональных отношений…

Мы все должны проникнуться убеждением: власть без народа ничего не сделает, но и народ, не ведомый просвещённой, культурной властью, ничего не добьётся.

Смотрите также: