Случай в квадрате. Каким мог быть и не стал Ярославль

Аркадий Бобович на выставка «Неслучившийся Ярославль». © / Анастасия Тарасова / АиФ

Выставка «Неслучившийся Ярославль», открывшаяся в Ярославле в канун Всемирного дня архитектуры, уже вызвала много откликов и самых разных оценок. Она рассказывает о проектах разных лет, которые могли бы изменить облик областного центра, но по разным причинам не были реализованы, остались в эскизах и чертежах.

   
   

О градостроительстве Ярославля в его ретроспективе и о том, чем может помочь нам глубокое знание прошлого, корреспондент «АиФ» побеседовал с создателем этой выставки в Музее современного искусства, Почётным архитектором России Аркадием Бобовичем.

Каждый несчастлив по-своему 

Игорь Велетминский, «АиФ-Ярослаль»: Аркадий Романович, на выставке представлено множество эскизов нереализованных архитектурных проектов. Как пробивает себе дорогу свежее архитектурное решение?

Досье
Аркадий Бобович родился 26 ноября 1948 года в Казани. Окончил Уральский филиал Московского архитектурного института. Главный архитектор Ярославля в 1986-2008 годах. В составе авторского коллектива работал над планировкой парковой территории в районе набережной Волги и Которосли, проектами реконструкции кварталов в историческом центре Ярославля, концепцией комплексной реконструкции исторического центра, проектом реконструкции площади Юности, Генпланом Ярославля, утверждённым в 2006 году. Почётный архитектор России.
Аркадий Бобович: Большинство представленных работ не нашло своего воплощения по самым разным причинам. Проект может быть очень интересным, но нет денег на его реализацию, как, к примеру, проект 2007 года, когда шла подготовка к 1000-летию Ярославля, о строительстве высотного конгресс-холла, которое предлагал австрийский инвестор по проекту архитектора Вальтер Хилдебрандт, - на месте, где сейчас КЗЦ «Миллениум». Его отвергли по эстетическим соображениям.

Или проект дворца культуры завода топливной аппаратуры. Он был построен, но случился крах СССР - причина эпохального масштаба. И завершить проект как объект культуры уже не было средств. Здание долго стояло пустующим, а теперь это торговый и офисный центр. И ещё случай из постсоветской эпохи. Появился инвестор, который захотел рядом с кинотеатром «Родина» построить молодёжный центр. Василий Гребенщиков и Галина Гребенщикова сделали интересный проект. Но заказчик решил затем, что выгоднее для него торговый центр. И заказал другой проект. Всего на выставке представлено 18 стендов с описанием проектов - у каждого был свой путь в небытие.

- Резонанс от первой выставки на эту же тему был велик и потому сейчас идёт уже вторая?

- Первая выставка «Неслучившийся Ярославль» состоялась в начале этого года. Для неё были подобраны проекты архитекторов, которые не получилось воплотить в жизнь. К примеру, «Московские ворота» около железнодорожного вокзала на Московском проспекте, киноплекс в парке «Юбилейный», проект площади Труда и вариант памятника основателю нашего города Ярославу Мудрому. Главные же темы второй выставки другие: освоение пойменной части реки Которосли от Стрелки до нынешнего «Миллениума», создание главной площади Дзержинского района и варианты переустройства площади Юности в центре города.

   
   

Не командовать, а регулировать

- Для меня удивительными оказались «зарубленные» проекты создания ДК и жилой высотки в Дзержинском районе в семидесятые годы прошлого века. Тогда ведь такие объекты строились массово и под жёстким контролем власти.

- В Дзержинском районе, который быстро рос в те годы, не было ни одного общественного здания! Крупнейшими предприятиями были моторный завод и объединение «Лакокраска». Поскольку у моторостроителей ДК был, то областной комитет КПСС предложил «Лакокраске» построить свой. Проект был создан быстро, но дальше вступили в игру факторы, которые сейчас уже точно не установить: то ли руководство предприятия не проявило должной исполнительности, то ли не «выбили» средств в профильном министерстве. На этом пустыре сейчас церковь строится.

Рядом с ДК должен был располагаться 24-этажный жилой дом - из кирпича производства только что построенного Норского керамического завода. ЦНИИЭП спроектировал здание, но тогда в стране кирпичные дома строились не более чем в 16 этажей. Проект экспериментального дома оказался слишком смелым для тогдашних реалий.

- Рядом - эскиз проекта уже рыночных времён - малоэтажной застройки.

- Многие, наверное, помнят, в Ярославле появилась французская фирма «Феникс», которая продвигала идею малоэтажных быстросборных домов. В районе улицы Наумова есть такие дома. Компания предложила также в пойме Которосли создать туристско-гостиничный комплекс. Это и есть проект Олега Береснева, победивший на конкурсе. Сейчас на этом месте «Парк тысячелетия». Жаль, что такой красивый проект не был реализован. Причины - в той специфической атмосфере девяностых годов, что заставило уйти со сцены многие компании.

- Государство после распада СССР и смены строя уже не могло диктовать волю застройщикам. Чем Генплан развития Ярославля 1971 года отличался от принятого в 2006 году?

- Да, новые реалии нашли отражение в этом документе. Прежде всего были чётко определены зоны промышленной, жилой и иной застройки, направления, по которым город должен расти, в том числе развитие Заволжского района, поймы Которосли, нынешней зоны ЮНЕСКО. Власти стали действовать методами регулирования градостроительной деятельности. Это совершенно необходимо, если учесть аппетиты застройщиков и печальный принцип: они стремятся всё делать не так, как нужно городу и его жителям, а исключительно так, как им будет максимально выгодно.

- Но, быть может, яркость архитектурных решений частично компенсирует этот коренной изъян рыночных отношений?

- В советское время был запрет на индивидуальное проектирование жилых домов, оттого и во всех городах были одинаковые «хрущёвки» и «брежневки». Когда в начале девяностых это ограничение исчезло, на некоторый период архитектура расцвела. Но затем пришли крупные игроки - и вновь возобладала массовая безликость. По аналогии с засильем сетевых магазинов. Это был шаг вперёд, и по-своему интересное явление, но всё же - безликое.

А теперь - Ярославль случившийся!

- Все знают ныне снесённый долгострой, гостиницу «Чайка». Но, оказывается, рядом с ней, ближе к Которосли проектировался концертный зал.

- В 1986 году этот проект был выполнен. В виде исключения, поскольку в СССР тогда действовало постановление о запрете строительства общественных зданий - для экономии. Ярославлю повезло, потому что филармония была небольшая. ЦНИИЭП выдал проект, очень талантливый, со скульптурными группами, ярусный. Приходится повторять, что наступили девяностые годы, и всё рухнуло. Эпопея с «Чайкой» на выставке тоже представлена - от создания проекта в 1974 году, начала стройки, её прекращения в 1980 году и до конкурса на проект, который бы позволил сохранить строение, которое к тому времени простояло без консервации 20 лет. Сейчас на месте «Чайки» планируется построить офисный центр с парковой зоной. Шанс есть, что получится неплохо.

- Если вернуться к теме перспективной застройки, то как сейчас можно учесть интересы жителей города на фоне растущих аппетитов строительного бизнеса? Навязывать застройщикам социальные обременения к проектам?

- Нет, это не метод, потому что свои дополнительные издержки бизнес мгновенно переложит на покупателей жилья, и без того крайне дорогого. Не вижу никаких других способов, кроме введения в местные бюджеты строки на строительство школ и детсадов. А для этого нужна реформа межбюджетных отношений, чтобы значительная доля собранных налогов оставалась в регионах и в городах. Это всё равно будет сделано, когда ситуация станет критической.

- Есть замечательные стихи о том, что «судьба - это случай в квадрате,/ а мы - циркачи на канате,/ идём по нему осторожно/ между Возможно и Невозможно». Выходит, и в таком деле, как архитектура, причуды или милость случая решают всё?

- Без сомнения, очень многое зависит от стечения и взаимовлияния такого большого числа факторов, что предвидеть просто невозможно. С одной стороны, регулирование со стороны властей, с другой - большая область неопределённости.

- Вы упомянули о планах ещё одной выставки. Какой будет её тематика?

- Выставка, по предварительным планам, состоится в январе-феврале следующего года и будет посвящена проектам девяностых годов прошлого века и «нулевых» годов. Это будет рассказ о реализованных проектах, о «Ярославле случившемся». Мне особенно интересно вспомнить нашу недавнюю архитектурную историю, во многих событиях которой посчастливилось принимать активное участие. Я же, прежде всего, практик. Материала уже собрано много, интересного не только с исторической точки зрения.

Смотрите также: