Выставка «Неслучившийся Ярославль», открывшаяся в Ярославле в канун Всемирного дня архитектуры, уже вызвала много откликов и самых разных оценок. Она рассказывает о проектах разных лет, которые могли бы изменить облик областного центра, но по разным причинам не были реализованы, остались в эскизах и чертежах.
О градостроительстве Ярославля в его ретроспективе и о том, чем может помочь нам глубокое знание прошлого, корреспондент «АиФ» побеседовал с создателем этой выставки в Музее современного искусства, Почётным архитектором России Аркадием Бобовичем.
Каждый несчастлив по-своему
Игорь Велетминский, «АиФ-Ярослаль»: Аркадий Романович, на выставке представлено множество эскизов нереализованных архитектурных проектов. Как пробивает себе дорогу свежее архитектурное решение?
Или проект дворца культуры завода топливной аппаратуры. Он был построен, но случился крах СССР - причина эпохального масштаба. И завершить проект как объект культуры уже не было средств. Здание долго стояло пустующим, а теперь это торговый и офисный центр. И ещё случай из постсоветской эпохи. Появился инвестор, который захотел рядом с кинотеатром «Родина» построить молодёжный центр. Василий Гребенщиков и Галина Гребенщикова сделали интересный проект. Но заказчик решил затем, что выгоднее для него торговый центр. И заказал другой проект. Всего на выставке представлено 18 стендов с описанием проектов - у каждого был свой путь в небытие.
- Резонанс от первой выставки на эту же тему был велик и потому сейчас идёт уже вторая?
- Первая выставка «Неслучившийся Ярославль» состоялась в начале этого года. Для неё были подобраны проекты архитекторов, которые не получилось воплотить в жизнь. К примеру, «Московские ворота» около железнодорожного вокзала на Московском проспекте, киноплекс в парке «Юбилейный», проект площади Труда и вариант памятника основателю нашего города Ярославу Мудрому. Главные же темы второй выставки другие: освоение пойменной части реки Которосли от Стрелки до нынешнего «Миллениума», создание главной площади Дзержинского района и варианты переустройства площади Юности в центре города.
Не командовать, а регулировать
- Для меня удивительными оказались «зарубленные» проекты создания ДК и жилой высотки в Дзержинском районе в семидесятые годы прошлого века. Тогда ведь такие объекты строились массово и под жёстким контролем власти.
- В Дзержинском районе, который быстро рос в те годы, не было ни одного общественного здания! Крупнейшими предприятиями были моторный завод и объединение «Лакокраска». Поскольку у моторостроителей ДК был, то областной комитет КПСС предложил «Лакокраске» построить свой. Проект был создан быстро, но дальше вступили в игру факторы, которые сейчас уже точно не установить: то ли руководство предприятия не проявило должной исполнительности, то ли не «выбили» средств в профильном министерстве. На этом пустыре сейчас церковь строится.
Рядом с ДК должен был располагаться 24-этажный жилой дом - из кирпича производства только что построенного Норского керамического завода. ЦНИИЭП спроектировал здание, но тогда в стране кирпичные дома строились не более чем в 16 этажей. Проект экспериментального дома оказался слишком смелым для тогдашних реалий.
- Рядом - эскиз проекта уже рыночных времён - малоэтажной застройки.
- Многие, наверное, помнят, в Ярославле появилась французская фирма «Феникс», которая продвигала идею малоэтажных быстросборных домов. В районе улицы Наумова есть такие дома. Компания предложила также в пойме Которосли создать туристско-гостиничный комплекс. Это и есть проект Олега Береснева, победивший на конкурсе. Сейчас на этом месте «Парк тысячелетия». Жаль, что такой красивый проект не был реализован. Причины - в той специфической атмосфере девяностых годов, что заставило уйти со сцены многие компании.
- Государство после распада СССР и смены строя уже не могло диктовать волю застройщикам. Чем Генплан развития Ярославля 1971 года отличался от принятого в 2006 году?
- Да, новые реалии нашли отражение в этом документе. Прежде всего были чётко определены зоны промышленной, жилой и иной застройки, направления, по которым город должен расти, в том числе развитие Заволжского района, поймы Которосли, нынешней зоны ЮНЕСКО. Власти стали действовать методами регулирования градостроительной деятельности. Это совершенно необходимо, если учесть аппетиты застройщиков и печальный принцип: они стремятся всё делать не так, как нужно городу и его жителям, а исключительно так, как им будет максимально выгодно.
- Но, быть может, яркость архитектурных решений частично компенсирует этот коренной изъян рыночных отношений?
- В советское время был запрет на индивидуальное проектирование жилых домов, оттого и во всех городах были одинаковые «хрущёвки» и «брежневки». Когда в начале девяностых это ограничение исчезло, на некоторый период архитектура расцвела. Но затем пришли крупные игроки - и вновь возобладала массовая безликость. По аналогии с засильем сетевых магазинов. Это был шаг вперёд, и по-своему интересное явление, но всё же - безликое.
А теперь - Ярославль случившийся!
- Все знают ныне снесённый долгострой, гостиницу «Чайка». Но, оказывается, рядом с ней, ближе к Которосли проектировался концертный зал.
- Если вернуться к теме перспективной застройки, то как сейчас можно учесть интересы жителей города на фоне растущих аппетитов строительного бизнеса? Навязывать застройщикам социальные обременения к проектам?
- Нет, это не метод, потому что свои дополнительные издержки бизнес мгновенно переложит на покупателей жилья, и без того крайне дорогого. Не вижу никаких других способов, кроме введения в местные бюджеты строки на строительство школ и детсадов. А для этого нужна реформа межбюджетных отношений, чтобы значительная доля собранных налогов оставалась в регионах и в городах. Это всё равно будет сделано, когда ситуация станет критической.
- Есть замечательные стихи о том, что «судьба - это случай в квадрате,/ а мы - циркачи на канате,/ идём по нему осторожно/ между Возможно и Невозможно». Выходит, и в таком деле, как архитектура, причуды или милость случая решают всё?
- Без сомнения, очень многое зависит от стечения и взаимовлияния такого большого числа факторов, что предвидеть просто невозможно. С одной стороны, регулирование со стороны властей, с другой - большая область неопределённости.
- Вы упомянули о планах ещё одной выставки. Какой будет её тематика?
- Выставка, по предварительным планам, состоится в январе-феврале следующего года и будет посвящена проектам девяностых годов прошлого века и «нулевых» годов. Это будет рассказ о реализованных проектах, о «Ярославле случившемся». Мне особенно интересно вспомнить нашу недавнюю архитектурную историю, во многих событиях которой посчастливилось принимать активное участие. Я же, прежде всего, практик. Материала уже собрано много, интересного не только с исторической точки зрения.
Смотрите также:
- Архитектурный беспредел. То, что мы не знали о Ярославле и его облике →
- Архитектор Василий Гребенщиков: «Реклама убивает Ярославль» →
- Строить город с умом →