Мандарины для россиян – традиционный фрукт на новогоднем праздничном столе. Однако в страну цитрус пришел всего пару веков назад. Сначала его везли из Германии, где с юга Европы несколько месяцев фрукты добирались в Россию – правда, только к концу января. Только в XIX веке мандарины начали выращивать в Абхазии. И с плантаций сочные плоды стали попадать на российский стол гораздо быстрее.
Но откуда в Абхазии появились мандарины? История говорит: здесь не обошлось без влияния ярославских купцов. В материале yar.aif.ru расскажем, кто был «основателем» знаменитых абхазских фруктов.
Игумновы – кто это такие?
Мандариновые сады в Абхазии берут свое начало из Ярославля, где в конце XIX века проживали представители купеческого рода Игумновых. Одним из них был Николай Васильевич – богатейший купец первой гильдии, владевший рядом предприятий и золотыми приисками в Сибири.
«Н.В. Игумнов обладал решительным, твердым характером, практичностью и большим здравым смыслом, чем и подчинил всех остальных своих товарищей по директорству своему влиянию, и все вопросы бывали утверждаемы по усмотрению Игумнова», — вспоминал про него купец Николай Варенцов.
В возрасте 20 лет Николай Игумнов стал совладельцем «Ярославской Большой мануфактуры» - предприятие, которое специализировалось на выпуске хлопчатобумажных тканей и текстильной продукции. На фабрике работало несколько тысяч человек, в конце XIX — начале XX века мануфактура была важнейшим промышленным объектом региона и активно развивала текстильную отрасль в России. Позднее соучредителем предприятия станет Гавриил Матвеевич Игумнов – сводный брат Николая Васильевича.
«В середине XIX в. Ярославская Большая мануфактура после крупного пожара находилась в кризисе, производство было остановлено. В 1857 году наследники её прежнего владельца Саввы Яковлева, не желавшие заниматься проблемами мануфактуры, продали её всего за 85 тысяч рублей. Покупателями стали московские купцы Андрей Александрович Карзинкин, его дядя Иван Андреевич и петербургский купец Гавриил Матвеевич Игумнов, основавшие “Товарищество Ярославской Большой мануфактуры бумажных изделий”», - говорится в архиве Ярославской области.
«Мандариновая» ссылка
Николай Васильевич любил роскошь, и в 1888 году решил выстроить в Москве каменный дом на Якиманке. Строительство велось на «широкую ногу»: голландский кирпич, металлическая крыша, давленая под черепицу, плитка с кафельных заводов Кузнецова. К работе привлекли лучших архитекторов, резчиков по дереву и прочих первоклассных специалистов.
В 1901 году ярославский купец устроил роскошный прием. Решил привлечь внимание гостей необычным способом – рассыпал на полу золотые монеты с изображением царя, на которых люди плясали во время веселья. Известия о неслыханной дерзости купца дошла до государя, и Николай II сослал Игумнова в глухую провинцию – в абхазское село Алахадзы.
В ссылке Николай Игумнов увлекся садоводством – правда, местность была заболоченной и непригодной, с первого взгляда, для выращивания овощей или фруктов. Но купец применил свои предпринимательские способности: приобрёл в собственность несколько десятин никому не нужных почв и занялся их осушением.
Сначала он высадил саженцы эвкалипта и болотного кипариса, параллельно развивал рыболовецкое предприятие. Игумнов завёз с Кубани чернозём, начал развивать плантации манго, киви, табака и мандаринов. Именно эти фрукты прекрасно прижились в субтропическом климате Абхазии.
С того момента Абхазия стала «Мандариновым регионом». Здесь же на могиле Николая Васильевича осталась надпись: «Русский купец первой гильдии, обустроил посёлок Алахадзы. 1855-1924. От благодарных потомков».