Борисо-Глебский монастырский музей находится на дороге из Ростова в Углич и входит в «Золотое кольцо России».
Это один из красивейших архитектурных комплексов допетровского времени, у московских князей и первых русских царей монастырь считался «домашним». Мы попросили рассказать директора музея Наталью Шеину о том, чем сейчас живёт и «дышит» бывшая царская обитель.
Символ примирения
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Наталья Сергеевна, как сегодня живёт и развивается ваш музей?
Летом этого года мы закончили работу над книгой «Сокровенная обитель. Троица на Бору», рассказывающей об истории местности, которая является частью нынешнего Борисоглеба, с момента основания там девичьего монастыря до современности. Для нас и жителей посёлка, любящих и интересующихся историей своей малой родины, это стало событием.
Если говорить об экспозиционной деятельности музея, то в январе этого года к нам из Воронежа поступила в дар большая коллекция предметов, имеющих историческую ценность, для организации выставки «История развития армии и флота». На ней представлены модели кораблей, самолётов, танков, оружие, военные карты армий и флотов разных стран мира. Но история русской армии и флота проходит красной нитью через всю экспозицию.
Сейчас выставка начала уже свою работу, но помещение, где она функционирует, очень маленькое и вместить все экспонаты не может. Так что мы в поиске удачного помещения. Кроме того, нам стало понятно, что экспозицию нужно доработать, дополнить, расширить.
- Когда возник монастырь, и как возрождалась обитель?
- Борисо-Глебский монастырь – древняя обитель, основанная в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского двумя монахами – Фёдором и Павлом. В то время междоусобиц, вражды и «Золотой орды» она явилась символом примирения двух русских князей – Ростовского князя Константина Васильевича и Московского князя Димитрия, будущего Донского. Ведь преподобный Сергий пришел в Ростов именно с целью примирить враждующие стороны и тем укрепить Русь.
У монастыря богатейшая история. Сначала он был митрополичьим. После того, как во время княжеских распрей Великий князь Василий Тёмный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство, обитель делается царской.
Расцвет обители пришёлся на XVII-XVIII века. В начале XX века его храмы пережили поругание и забвение, святыни были вывезены, судьба многих из них до сих пор неизвестна.
С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован.
В 1989 году собор Бориса и Глеба был передан Церкви и действовал как приходской храм. Возрождение монашеской жизни в обители началось 4 ноября 1994 года. А в 2013 году было принято решение о создании своего монастырского музея.
- Сохранилась ли келья святого преподобного Иринарха Затворника Борисоглебского, с чьего благословения «начиналась всякая победа в Смутное время»?
- Келья преподобного Иринарха – это особое место монастыря, она находится в восточной монастырской стене. По преданию, на этом месте в древности рос большой кедр, под которым состоялась беседа преподобного Сергия Радонежского с монахами-основателями монастыря Фёдором и Павлом. И именно на этом месте некогда игумену Феофилу, начавшему каменное строительство монастыря, было видение святых благоверных князей Бориса и Глеба, в котором они пообещали никогда своей помощью этого места не оставлять.
Впоследствии именно это место преподобный Иринарх выбирает для строительства своей кельи. И здесь в подвиге затвора и ношения вериг он провел 30 лет. К его келье в Смутное время приходили как враги нашего Отечества – польские паны и воеводы, которые дивились подвигу и вере старца, преклоняя перед ними свои головы, так и герои-освободители князь Димитрий Пожарский и Козьма Минин. Князь Пожарский получил в благословение от святого крест от вериг. И с великой святыней Казанской иконой Божией Матери с Иринарховым крестом была одержана победа над Смутой.
Победа духа
- Как туристы воспринимают ваш рассказ о судовых священниках, которые служили на флоте во время русско-японской войны?
- С информации, найденной в архиве, о судовых священниках и началась история нашего музея. Пятеро иеромонахов Борисоглебского мужского монастыря служили судовыми священниками на судах Доброфлота и во время русско-японской войны. Когда рассказываешь об этих страницах истории, люди начинают пытаться глубинно осмыслить, почему произошла эта война на Дальнем Востоке, вспоминают своих предков, её непосредственных участников, и начинают гордиться этим. Ведь эта война вошла в историю как позорно проигранная. Но если мы задумаемся о её реальных причинах и героизме, проявленном русскими солдатами и моряками, то не будет сомнений, что это была очередная победа духа русского солдата и моряка.
- Какие праздники у стен Борисо-Глебского монастыря сегодня популярны?
- Самые значимые – это, конечно, дни памяти благоверных князей Бориса и Глеба, покровителей Борисоглебской земли – 15 мая и 6 августа, память преподобного Иринарха Затворника – 26 января. Огромное число людей из городов России и из-за рубежа приезжают в этот день в Борисоглеб, чтобы соборно помолиться святому угоднику. Ведь его чтут даже в Польше, и уже не раз польская делегация приезжала в монастырь. Они молились вместе с русскими о мире во всём мире.
Приезжают поляки, сербы, немцы, французы и на Иринарховский крестный ход, который проходит по Борисоглебской земле во второй половине июля. Это праздник, который люди ждут целый год и на это время планируют свой отпуск.
Добрые традиции
- Есть ли в музее материалы о коренных жителях и их предках?
- Сейчас все больше людей интересуются своими предками, составляют родословные древа. Особенно радостным является тот факт, что дети, школьники активно занимаются этим. В Борисоглебском районе в том числе при поддержке монастырского музея проводится школьная районная конференция «За добрые традиции земли Борисоглебской», на которой ребята рассказывают о своих семейных традициях, славных страницах истории, героях войн.
Кроме того, у музея есть друзья-петербуржцы, предки которых жили на протяжении веков в Борисоглебе. Они неутомимо ищут свои корни и помогают в составлении родословных. Одной из таких подвижниц является Елена Дмитриевна Воронина. Она составила родословные древа очень многих известных в посёлке и районе фамилий – Черепенниковы, Чаловы, Честновы, Лапины, Гребенские, Ёлкины, список можно продолжать долго.
Члены семьи Черепенниковых на протяжении многих лет были благодетелями БорисоГлебского монастыря и Троице-Борского храма. Так, Василий Иванович Черепенников, санкт-петербургский купец, происходил из борисоглебских крестьян и имел в столице несколько торговых лавок и магазинов. Многим борисоглебским мальчишкам он дал рабочие места в столице. Вообще о благосостоянии своих земляков у него была особая забота. Например, он сдавал землякам в пользование большие участки своей земли, но арендную плату никогда не брал. А впоследствии принял на себя труды по приобретению земли в собственность для борисоглебских крестьян. При этом сам жил скромно. Вот такие были люди, жертвенные!
- А вы лично знаете своих предков?
- Благодаря всё той же Елене Дмитриевне (мне посчастливилось быть её родственницей) я знаю своих предков по линии моего отца до начала XVIII века. Последний известный нам наш общий предок был Иван Антонов, каменщик. Он строил Троице-Борский храм, а потом Петербург вместе со многими каменщиками со всей Руси.
А начав работу над экспозицией, посвящённой Российскому императорскому флоту начала XX века, я узнала, что мой предок по материнской линии погиб в первый день русско- японской войны 27 января на крейсере «Варяг», он был матросом 2-й статьи. В семье эта память не сохранилась.
Всем нашим гостям, а особенно детям, молодёжи, говорю: «Ищите свои корни, исследуйте историю своего рода. Обретая свои корни, мы становимся сильнее, прежде всего, духовно».
- Много ли туристов, путешествующих по «Золотому кольцу», посещают музей?
- Гостей у нас достаточно, за прошлый год мы приняли около 10 тысяч человек, география широкая. Последнее время частыми гостями стали жители Белоруссии и Украины. Будем считать это добрым знаком в деле единения братских неделимых народов. Часто во время экскурсии произносишь слово «Русь», и каждый раз делаешь оговорку: «Русь – это не Российская Федерация, это гораздо больше».
Смотрите также:
- Спасти нельзя разрушить. Ярославские исторические памятники в опасности →
- Великие люди Великого. Историю села пришлось собирать по крупицам →
- Сберечь историю. Для чего мы должны хранить памятники культуры →