В конце сентября в Ярославле открылась первая модельная библиотека – библиотека-филиал №15 имени Марии Петровых. Превратиться в информационный центр нового поколения ей помогла победа в конкурсе на включение в национальный проект «Культура».
Создание по-настоящему комфортной среды обеспечено за счёт оснащения современным оборудованием и существенного обновления книжного фонда. Теперь любой посетитель модернизированной библиотеки сможет не только найти себе место для чтения, но и стать участником творческих кружков и познавательных лекций.
Знаковым подарком к открытию ярославской библиотеки, носящей имя ярославской поэтессы и переводчика Марии Сергеевны Петровых, стала и презентация новой книги писателя и журналиста Ольги Скибинской «Мария Петровых: ярославские проекции». С автором этого издания встретилась наш корреспондент.
Всегда гордились землячкой
- Ольга Николаевна, чем, на ваш взгляд, от многих других отличается библиотека им. Петровых? Изменения пошли ей на пользу?
- Ваша новая книга – самая полная на сегодняшний день творческая биография Марии Петровых? Почему вы решили написать о ней книгу?
- В 2018 году наш Центр регионального литературоведения издал «Литературный энциклопедический словарь Ярославского края», охватывающий период с XII по начало XXI века. Наши без малого пятилетние исследования доказали, что Ярославский край, кроме уже признанных всеми брендов – ярославской храмовой архитектуры и ярославской иконописи, может гордиться и многовековой изящной словесностью. Однако значительный объём материала, собранного в ходе работы над словарём, остался за его пределами.
Исследования по формированию литературной среды нашего края позволили установить, например, более полный состав Ярославского Союза поэтов и его историю. Оказалось, что Союз поэтов – первое в Ярославском крае организованное литературное сообщество. Но та же Мария Петровых пришла в него уже на завершающем этапе его существования, когда всё более прочные позиции в губернском центре агрессивно завоёвывала организация пролетарских писателей, а её лидер Алексей Сурков, в будущем известный поэт, называл Союз поэтов «вражеской ячейкой».
Конечно, нашу работу не облегчал запрет потомков М. С. Петровых на знакомство исследователей со многими архивными материалами, в частности с перепиской с Александром Фадеевым. К сожалению, до сих пор остаётся неопубликованным дневник первого мужа Марии Сергеевны – выпускника Ярославского университета и одного из лидеров Ярославского Союза поэтов Петра Грандицкого. Тем не менее, в результате пазл сложился.
Мистическое совпадение
- К каким ещё открытиям вы пришли?
- Известно, что первая и единственная книга стихов Марии Петровых вышла в 1968 году. Однако мне удалось найти и первый, неизвестный ранее сборник стихов Марии Петровых, правда, существовавший лишь в рукописном варианте.
Я всем телом хотела б впитаться туда,
Я забыла б свой облик за блик на песке.
Лёгкий след акварели, сухая вода,
Я пила бы на этом бумажном листке.
Это произведение называется «Акварели Волошина», со стихами которого Петровых познакомилась 16-летней девушкой ещё в Ярославле, а лично с поэтом – в Коктебеле летом 1930 года. Написано стихотворение было в Звенигороде 11 августа 1932 года в 10-12 часов дня. По странному совпадению за 1200 км от неё именно в это время скончался Макс Волошин...
- Если бы Мария Петровых жила сегодня в Ярославле, о чем, по вашему мнению, были бы её стихи?
- Мария Сергеевна никогда не писала на потребу дня. Биографически она стала своего рода мостом, соединяющим Серебряный век с современной отечественной поэзией – была близко знакома как с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, М. Волошиным, Б. Пастернаком, заметно повлиявшими на формирование её личности, так и с создателями советского Союза писателей А. Фадеевым и А. Сурковым, а также с молодыми поэтами-фронтовиками Д. Самойловым, Б. Слуцким и писателями из союзных республик. Но её творчество всегда оставалось вне политической повестки, вне обозначенных литературной критикой многочисленных -измов. Другое дело, что за эту независимость поэту пришлось дорого заплатить – творческой нереализованностью и несложившейся женской судьбой. А потому внимание к её жизни и творчеству и со стороны любителей поэзии, и со стороны исследователей, которое не угасает последние десятилетия, – достойная дань её памяти.