Тайны уличного музыканта

«На улице ты словно на ладони. Публика оценивает любое движение». © / Из личного архива

Каждый из ярославцев, проходя по центру города, не раз останавливался, чтобы послушать уличных музыкантов. Андрей Барбашов – один из них. Он исполняет Владимира Высоцкого на улице Кирова и Волжской набережной. Что заставляет этих людей выйти на улицу? Как они выживают? Только ли ради дохода играют и поют?  И как относятся ярославцы к уличным концертам? Мы поговорили об этом с артистом Андреем Барбашовым.

   
   

Без подтанцовки  

Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Андрей Викторович, почему вы выбрали для себя такой путь творческого развития?

Досье
Андрей Барбашов родился 21 октября 1963 года в селе Октябрьское Оренбургской области. В 1985 году переехал в Ярославль, окончил Ярославский государственный театральный институт. Работал в Минусинском и Оренбургском драматических театрах, несколько сезонов был в труппе театра имени Фёдора Волкова. С 2000 года – уличный музыкант.
Андрей Барбашов: Социальная прослойка уличных музыкантов существует очень давно. Сначала они просто ходили от села к селу, развлекали людей, рассказывали былины. Хоть и делали они это за еду и ночлег, но для того, чтобы петь, нужна идея. Музыканты всегда пытаются донести высшую духовную мысль до людей.

На самом деле, это всегда было моей мечтой. Когда дети немного подросли, решил воплотить её в реальность.

В 2000 году я вышел на улицу Кирова, послушал, как поют другие группы. У каждого было своё направление, но я всегда занимался песнями Владимира Высоцкого. Этот великий музыкант никогда не позволял, чтобы сзади него был оркестр, подтанцовка, какие-то огоньки. По мнению Высоцкого, для музыки нужен один человек, один микрофон и люди в зале. Он мог в одиночку захватить внимание огромной аудитории. Это невозможно повторить, но я начал в качестве уличного музыканта, базируясь на данной идее.

Недавно подсчитал, что за 15 лет я сделал 47 тысяч выходов на публику. Не всякий музыкант может похвастаться таким. И это не считая официальные концерты в помещениях, куда теперь приглашают довольно часто. Ярославль – моя альма-матер. Здешние люди меня породили и вскормили. Без них я бы не смог. Семья у меня большая, а это значит, что надо решать не только духовный вопрос, но и материальный.

Ради мечты

- Почему вы остановились именно на творчестве Владимира Высоцкого?

   
   

- Судьба – забавная штука. Я прикоснулся к творчеству Высоцкого, когда мне было 11 лет. Начал слушать его кассеты, как и все мальчишки в то время. Всё это запало в душу и дало свои ростки. Я с детства пел, мечтал стать артистом. Выступал во всех конкурсах в Оренбурге, родном городе, пел в хорах, солировал. Но не знал, как подступиться к Владимиру Высоцкому и с чего начать. Согласитесь, глупо его копировать. В то время в каждом дворе было по 5-6 хрипунов. Так мы называли людей, которые исполняли песни Высоцкого. Со временем это всё куда-то исчезло, и я понял, что нужно продолжать традицию.

Часто спрашивают, почему я выбрал улицу. Но я закалился и научился работать именно здесь: через людей, улицу, трудности, взлёты и падения. Теперь выступаю и в залах, но очень большую публику собрать не получается. Говорят, что множество проблем с организацией, сейчас – время денег, всё от них зависит. Мне просто так не попасть никуда, только если душу продать, а хочется быть свободным.

Я даже из Волковского ушёл, когда все говорили, что не стоит покидать академический театр ради мечты. Многие не понимают, что любой выход к людям – это возможность поговорить, понять, сделать что-то такое, что не может другой.

- Есть ли у вас свои песни?

- Свои песни всегда пишутся параллельно. Я к этому отношусь легко и спокойно, без амбиций автора. Честное слово, поющий человек не может не писать. Темы рождаются сами по себе, из общения с людьми. Горжусь и тем, что выступаю в качестве композитора и пишу музыку на стихи Высоцкого. Всегда стараюсь привезти новые песни на Ваганьковское кладбище, где два раза в год поминают Владимира Высоцкого. Да и для людей не хочется оставлять репертуар монотонным.

Приходится часто переделывать песни, так как Высоцкий оставил много черновиков, как письменных, так и на диктофоне. Так я написал песню на стихи «Обращение к немецким солдатам». Конечно, в 1975 году, когда они были написаны, существование композиции было невозможно. Это связано с политической ситуацией в стране. Однако она актуальна и сейчас. На Украине идёт война: погибают люди, и льётся кровь. Этого не должно быть.

Жизнь «на ладони»

- Насколько популярны сейчас песни Владимира Высоцкого? Может, о нём уже просто забыли?

- Удивительно, но огромный интерес Высоцкий вызывает у новой молодёжи. У тех, кому сейчас 15-16. Не только по своей публике замечаю, но и по обсуждениям в интернете. Подростки часто просят меня разобрать песни, подсказать, в каком направлении двигаться. Особой популярностью пользуются у них песни на трёх аккордах. Молодёжь любит простоту. А старшее поколение постепенно уходит. В 2001 году вокруг меня на Кирова в течение 15 минут собирались человек 20, сейчас такого нет. Люди не останавливаются, просто бегут по улицам, поэтому и перебрался на набережную. Лёгкие прогулки позволяют людям остановиться и послушать.

- Люди понимают ваш посыл?

- Ярославцы давно привыкли ко мне, 15 лет работаю, а вот приезжие не всегда адекватно реагируют. Я же доступен, всегда можно подойти и поговорить, похвалить, обругать или обвинить в чём-либо. Люди могут довольно злобно реагировать на уличных музыкантов. Приходится переживать всю палитру этих чувств. Работая долгие годы, накапливаешь негативную массу.

С другой стороны, есть множество положительных моментов. Мне важна реакция зрителей, то, что они останавливаются и слушают. Даже один человек очень дорог. Если ему эта песня нужна, то я спою её со всей душой и полной отдачей. Так, будто целый зал собрался.

В театре ты закрыт со всех сторон, есть подстраховка: занавес, другие актёры, время. Улица – это другое. Ты словно на ладони. Публика оценивает любое движение. Попробуйте выполнять свою работу под пристальным взглядом, сразу не по себе станет. Пошевелиться лишний раз нельзя, нужно в собранном состоянии находиться. Для музыканта песни – это те же дети. Хочется, чтобы они жили.

Болдинская осень

- У вас есть дети?

- Мы с женой в браке 26 лет, у нас шестеро детей. Жена Наталия серьёзно относится к нашему общему делу, занимается в большей степени воспитанием детей, поддержанием порядка.

Многодетным отцом быть не тяжело. Если любить детей, то можно всё, что угодно. Я люблю. Четверо из них уже закончили школы, работают в разных сферах. Двое ещё подрастают. Образно говоря, у меня сейчас Болдинская осень. Наблюдаю по детям, как жизнь расширяется, растёт, становится интересней в каких-то моментах. Это не критерий, не каждому стоит становиться отцом большого семейства. Я к этому отношусь, как к судьбе. Мы не планировали этого, всё должно происходить естественно. Моя жена считала, что аборт – это преступление. Я поддерживаю её позицию. Это не связано с религией. Такие мы люди и по-другому не можем.

Государство нас поддерживает, выплачивают детские, как и всем. По программе президента мы расширили свою жилплощадь, получили квартиры дополнительно. Я благодарен за всё и никогда не встреваю в конфликты. Не задаюсь никакими вопросами, просто живу.

Смотрите также: