Улица Собинова в Ярославле хранит уникальную музыкальную историю. Здесь с 1840-ых годов жили несколько поколений семьи великого ярославского певца Леонида Собинова. Он очень любил это место и говорил, что для него это настоящее родовое гнездо. 7 июня - день рождения «Орфея русской сцены». Подробности читайте в материале yar.aif.ru.
Семейный талант
Свои первые шаги в музыке Леонид Собинов начал делать в мужской гимназии имени Александра Благословенного. Мальчик занимался в хоре, но на тот момент таланта в нём ещё не видел никто. Он был дискантом (имел звонкий детский певческий голос) и ничем не выделялся среди сверстников. Всё решил случай в старших классах, когда Леониду Собинову было 17 лет.
«В гимназии готовили благотворительный концерт, и солист заболел. Все не знали, как выйти из этой ситуации. Леонид Собинов сам напросился выступать, сказал, что знает партию. И здесь состоялся его триумф: впервые прозвучал тот голос, который впоследствии будут называть чарующим», - рассказывает заведующая Домом-музеем Леонида Собинова Алла Аносовская.
Вся семья Леонида Собинова была поющей. Считается, что артист унаследовал талант от матери. Собинов хотел блистать, он любил петь, однако даже не думал о сцене. В то время он проникся идеями народовольцев о защите слабых и обиженных, поэтому захотел непременно стать юристом в Москве. Мечты его отца о Демидовском лицее в Ярославле сошли на нет.
Три случайности и три судьбы
В Императорском московском университете Леонид Собинов сразу записался в хор. Он прекрасно учился, но петь так хотелось, что он искал возможность брать уроки. На второй год обучения директор Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества Пётр Шостаковский выбрал Леонида Собинова для своей концертной программы. Тогда же будущему артисту предложили поступить в училище, но когда он пришёл на пробы, у него болело горло, и попытка оказалась неудачной. Через некоторое время Собинову дали второй шанс и приняли в училище, которое он впоследствии окончил.
Леонид Собинов продолжал учиться на юридическом направлении. Он считался певцом-любителем, каких в Москве было много, поэтому всё ещё не думал о большой сцене.
«Однажды он познакомился с известным адвокатом Фёдором Плевако. Это произошло на перроне, когда они вместе ждали поезд. Адвокат осматривал толпу и вдруг обратил внимание на молодого человека. Им оказался студент-юрист Собинов. Это знакомство переросло в дружбу, и после окончания университета Леониду предложили стать помощником присяжного поверенного», - отмечает Алла Аносовская.
Карьера его должна была сложиться блестяще под началом такого знаменитого адвоката и оратора. Но петь хотелось, и он часто выступал. Так продолжалось больше двух лет, пока в суде не произошёл один случай. Леонид Собинов вёл дело, а на знаменитого артиста приходила смотреть публика. И это очень напрягало юношу: идут не дело слушать, а поглядеть на певца. Судья, завидев Собинова, улыбался и говорил: «О, сейчас послушаем, что нам сегодня соловей споёт». В тот момент артист понял, что нужно делать выбор. Он не хотел быть лучшим певцом среди адвокатов и лучшим адвокатом среди певцов.
Великий Ленский
Сразу после своего первого триумфа он приехал в Ярославль. В старом Волковском театре выступление Собинова стало событием городской жизни. В Москве к нему также быстро пришла слава. Он был новинкой, «нарядным явлением» московской театральной жизни. Он пел в Большом и Мариинском театре, выступал в итальянском театре Ла Скала.
Первым его образом был Ленский из «Евгения Онегина» Пушкина, который стал эталонным. До Собинова опера была концертом в костюмах, где не нужна была глубина героев. Именно Леонид Собинов начал наполнять театральные образы жизнью, а оперы стали музыкальными драмами.
«Он трепетно готовил партии и, в особенности, костюмы. Их делали знаменитые театральные художники России и Италии. С 1900 года он ездил в Италию и там готовился к выступлениям. Он был в поиске исторической фактуры. Ему было важно, чтобы герой был вписан в эпоху. Он без устали ходил по галереям и музеям, бегал по антикварным магазинам. Там он покупал старинные ткани и украшения для костюмов. По его представлению делали наряды, которые современники называли музейными реконструкциями», - рассказала Алла Аносовская.
За всю свою жизнь Леонид Собинов исполнил 42 оперные партии. В Доме-музее даже сохранились старые пластинки с записями голоса великого ярославского певца. До сих пор родовое гнездо артиста пополняется историями и артефактами его яркой оперной жизни. Так, недавно в одном из костюмов Леонида Собинова случайно нашли маленький конвертик. В нем лежала крошечная открыточка, которую написала артисту его дочь Светлана: «Папусе на счастье». С этой открытой Леонид Собинов не расставался до конца дней.