Зайцы и сыр от Менделеева. Чем удивит ярославцев соседняя Кострома?

Анастасия Григорьева / АиФ

Маленький волжский городок издавна притягивал к себе взгляды. Величественные леса и таинственные болота подарили Костроме природную красоту, а истории людей, например, о подвиге Ивана Сусанина, вдохнули в город жизнь. Известна Кострома своим льняным и ювелирным прошлым, но истинные секреты города куда любопытнее. Ведь до сих пор по Костроме бегают мазайские зайцы, а торговые ряды пахнут свежим сыром, который однажды помог создать известный химик Дмитрий Менделеев. Чем же ещё удивит Кострома – в материале yar.aif.ru.

   
   

Откуда взялся сыр?

Кострома – край купеческий. Веками в центре здесь находилось более 700 лавок с самыми разными товарами. Гостям предлагали на выбор душистые приправы, дубленую кожу или «мягкую рухлядь» – звериные шубки.

Большая часть торговых рядов сохранилась и до наших дней. Например, территория Гостиного двора, где торговали купцы, входившие в так называемую московскую гостиную сотню. По названию рядов можно было определить, где и что продавали – муку, рыбу или молоко. Через Кострому проходил Волжский торговый путь, благодаря которому в городе всегда было изобилие товаров.

А вот сырной столицей Кострома стала далеко не сразу. До XVII века про знаменитый молочный продукт здесь только слышали. Производством сыра в России тогда занимались, в основном, приезжие швейцарцы. Сыроделов приглашали в богатые костромские семьи, а рецептуру хранили в тайне. Но всё изменилось в 1878 году, когда за дело принялся морской офицер Николай Верещагин.

Многие костромичи продолжили традиции фермерского хозяйства. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

«Брат знаменитого художника решает выучиться делать сыры за границей. Вместе с химиком Дмитрием Менделеевым он разрабатывает технологию по созданию сыров. Но любой науке нужна помощь бизнеса. И помогать им начал московский купец Владимир Бландов. Впрочем, воссоздать швейцарский сыр из молока русских бурёнок у Верещагина получилось не сразу», - говорит экскурсовод Алиса Бубенова.

Костромичка Анна Смирнова создает блюда из продуктов собственного хозяйства; попробовать их можно в плавучем доме. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

Но труды не прошли даром, и на костромской земле удалось создать русский шедевр – костромской сыр. Не такой твёрдый, как швейцарский, и с большим количеством влаги, благодаря чему сыр получился мягким и нежным.

Правда, трудиться на сыроварнях крестьяне не хотели. Для них дело было в новинку, сыроварение казалось невыгодным. Тогда Владимир Бландов решил раздавать коров крестьянским семьям. Часть молока костромичи относили на производство как плату за скотину. За три года семья могла полностью выкупить корову, а ещё через два года – получить рецепт варки сыра. Постепенно крестьяне привыкали к новому продукту. С того момента в Костромской губернии начался рост сырного производства, а Кострома стала центром сыроварения.

   
   

Козёл на пожарной службе

Невооружённым глазом можно заметить, что в центре Костромы сохранилось множество деревянных домов. Уютные крылечки и резные наличники встречают гостей на каждой улице. Они уцелели лишь чудом, ведь город нещадно выгорал каждое столетие. И отстраивать его по несколько раз было довольно накладно.

Центр Костромы сохраняет старинный облик. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

Получилось так, что современная Кострома буквально рождалась в огне. Даже само название города, по одной из версий, связано с ритуальной соломенной куклой Костромой, которую сжигали на Масленицу. Знаковым же для судьбы города стал пожар 1773 года.

«После бедствия в городе утверждают генеральный план застройки каменными зданиями. В тот момент Кострома получает радиально-лучевую планировку, согласно которой улицы веером расходятся от центральной Екатеринославской площади (ныне – Сусанинской). В 1781 году Екатерина II подписала указ о каменной застройке города», - говорит экскурсовод Костромского музея-заповедника Анна Шаферова.

Кстати
Для объяснения «веерной» планировки даже возникла легенда, будто Екатерина II уронила на карту Костромы свой веер. Тогда императрица приказала, чтобы город строили точно по его форме. И действительно, карта Костромы напоминает нам аксессуар императрицы, однако в реальности это только красивая история.

Где огонь – там и пожарные. И службу свою в Костроме они несли в знаменитой Пожарной каланче. С одной стороны, она служила украшением городского центра. С другой стороны – защищала Кострому от очередных бедствий. Пожарный-надзиратель наблюдал за улицами с высоты 35 метров. Если пожар начинался днём, то с каланчи вверх поднимали цветные шары, если ночью – зажигали фонари.

Пожарную каланчу недавно отреставрировали. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

Сложно поверить, что в то время для пожарных было принято заводить на службе козла. Такой рогатый зверь жил и в костромской каланче, его звали Василий Иванович. Конечно, пожары он не тушил, но по ночам спасал лошадей, которые возили тяжелые обозы до появления автомобилей.

«Дело в том, что в конюшнях Пожарной каланчи жил надоедливый зверёк ласка. А на пот лошади он реагировал, как кот на валерьянку. И когда ночью лошадь после тяжелого трудового дня должна была отдыхать, ласка выбегала из норы и крутила лошади гриву и хвост. Тогда в конюшни запускали козла, который плохо пах. И благодаря этому запаху ласка убегала. Это был единственный способ избавиться от зверя в те далекие времена», - говорит Анна Шаферова.

Сейчас конюшен в Пожарной каланче уже не существует, да и само здание превратилось в музей. Лишь стены помнят о былых подвигах костромских пожарных и козла Василия Ивановича.

Разбежались зайцы!

Сказку о добром Дедушке Мазае, который спасал зайцев,  многие знают ещё со школы. Стихотворение написал известный поэт Николай Некрасов, который любил отдыхать в Костромской губернии. Правда, мало кто знает, что у дедушки из села Вёжи был реальный прототип.

Заяц-градоначальник стоит рядом с торговыми рядами. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

«По легенде, Некрасов встретил в Костроме крестьянина, которого звали Гаврила Захаров. Поэт увидел на плече мужика связку уток и решил поохотиться вместе с крестьянином. Отправились они в деревню Вёжи, где по весне многие дома топило. Николай Некрасов узнает, что животные здесь спасаются от потопа, сбиваясь на сухие островки, где охотники могут их легко схватить. В деревне этой жил крестьянин Иван Савич Мазайхин. Именно он и стал прототипом будущего Деда Мазая», - рассказала экскурсовод Алиса Бубенова.

Конечно, сейчас деревни Вёжи уже не существует. Её затопило в середине ХХ века при создании Костромского водохранилища. Но трогательную историю о Дедушке Мазае в Костроме решили продолжить. На основе произведения Некрасова костромской предприниматель Вячеслав Тимофеев создал проект нового туристического маршрута «Мазайские зайцы».

Зайчиха-купчиха пьет чай и встречает туристов. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

Задумка проста: после того, как Дед Мазай спас зайцев, он отвёз их в Кострому. Но от городского шума все 11 ушастых зверьков разбежались по областной столице.  Каждый из них нашёл себе дело по душе: кто-то стал купцом, кто-то – моряком или градоначальником. И теперь гости и жители Костромы могут «ловить» бронзовых зайцев, узнавая от зверьков факты об истории города.

Например, на проспекте Мира заметить можно зайца-фонарщика. Для города профессия была необходима, ведь с конца XIX века центр Костромы освещали более 740 городских фонарей. И каждый вечер с наступлением темноты на улицы выходили 23 фонарщика. Работа у них была тяжелая и, к сожалению, малооплачиваемая.

«В дождь и в снег фонарщик был на посту. В одной руке он держал лестницу, чтобы залезать на фонарный столб, а в другой – тележку со сменным инвентарем. Необходимо было прочищать фонари, ведь их заправляли коптящим керосином. Правда, профессия одномоментно исчезла в 1912 году, когда в городе появилась первая электростанция. На работу взяли только пять фонарщиков, остальные канули в лету», - говорит Алиса Бубенова.

Ловить зайца приходится на фонаре. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

Встретить на костромских улицах можно Зайчиху-гимназистку, которая играет с обручем в Серсо — старинную французскую забаву, которая заключалась в катании обруча по земле при помощи палки. В России начала прошлого века эта игра была очень популярна, во дворах и по улицам обруч гоняли мальчики и девочки.

Кстати
На одной из скамеек на Молочной горе прилёг отдохнуть Заяц-зимогор. Раньше так называли людей, которые уходили на зиму на заработки в город. Зимогорами могли стать студенты, люди без крыши над головой или простые крестьяне. Они были готовы браться за любую работу: кололи дрова и вычищали навозные ямы. С зимогорами даже общался известный писатель Александр Островский, будущий создатель знаменитой «Снегурочки».

Колыбель династии

Примечательна Кострома ещё одной своей изюминкой – старинным Ипатевским монастырем. Он появился на месте слияния рек Кострома и Волга в XIII-XIV веках. И оказался он здесь не случайно. Строительство монастыря инициировал мурза Чет из Золотой Орды, который решил перейти на службу к московскому князю.

В монастыре хранятся старинные колокола. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

«В пути Чет заболел и остановился на слиянии двух рек. В роще он построил свои шатры и ждал, когда наступит облегчение. Но Чету становилось хуже. В одном из видений Чету явилась Богородица с двумя святыми – апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. И православная святая исцелила язычника Чета. После чуда он попросил разрешение построить монастырь там, где увидел сон», - рассказала краевед и научный сотрудник Церковного историко-археологического музея Наталья Добрияник.

Мурза Чет стал впоследствии родоначальником боярской династии Годуновых. Именно поэтому они почитали Ипатевский монастырь как родовую обитель на протяжении четырёх веков. После того, как Годуновы породнились с Рюриковичами, они начали облагораживать монастырь. Очень быстро из провинциальной обители он превратился в один из богатейших на Руси храмов. Именно в Ипатевском монастыре на царство был призван Михаил Романов. Вместе со своей матерью он скрывался в стенах храма от поляков.

В келье монастыря некоторое время жил царь Михаил Романов. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

На сегодняшний день монастырь остаётся действующим. С 2005 года здесь живет монашеская община из 15 человек. Монахи ведут своё хозяйство и вспоминают великую историю монастыря, который некогда был колыбелью двух царских династий.