Лекции - в онлайн, домашние задания - в онлайн, даже разговоры с преподавателями - в социальных сетях. Но если со школьной программой все стало более-менее понятно, то как быть с дополнительным образованием? Мы поговорили с преподавателем сольфеджио и слушания музыки Вагиной Полиной Евгеньевной о сложностях работы в интернет-режиме.
Полгода назад, 30 марта, президент Владимир Путин объявил о первой всеобщей «нерабочей неделе», с которой начались жесткие ограничительные меры по всей стране. Так, президентские каникулы стали началом карантина. Изначально они должны были продолжаться неделю — до 5 апреля, но ситуация не улучшилась, и их продлили до 30 апреля, а позже и до 11 мая.
К снятию ограничений Ярославская область приступила 8 июня. Сейчас жизнь в регионе постепенно налаживается, ограничения вводятся локально и по необходимости, сохраняется масочный режим.
О том, как проходил карантин для Детской школы искусств им. Дмитрия Когана, расскажет преподаватель сольфеджио и слушания музыки Вагина Полина Евгеньевна.
По её словам, ситуация в начале марта была спокойная. Тогда никто не предполагал, что скоро школу закроют на карантин. Но последние несколько дней перед закрытием были очень напряженные.
«Само закрытие произошло очень резко. Одним днём. Прямо посередине рабочего дня нас всем коллективом вызвали к начальству и сообщили о том, что каникулы у детей начинаются раньше. Никто не знал, что будет дальше, и не догадывался, что в этом учебном году мы уже не проведем уроки в очном формате», - признаётся Полина Евгеньевна.
Через несколько дней были организованы небольшие собрания по отделениям. На теоретическом отделении, где преподает Полина Евгеньевна, объявили о том, что каникулы продлены до середины апреля, и обсудили форматы возможной дистанционной работы с учениками.
23 марта пришёл приказ об организации дистанционного обучения. С этого дня Детская школа искусств им. Дмитрия Когана полностью перешла на дистанционное обучение. 26 марта был создан общий чат школы, в котором обсуждались все важные вопросы.
Дистанционное обучение было организованно исходя из ресурсов школы. Так как в школе есть и индивидуальные предметы, и групповые, продумывалось несколько вариантов связи с учениками.
«Перспектив дистанционного обучения с точки зрения моего предмета (сольфеджио) нет. В первую очередь потому, что это практический предмет, вести который онлайн для всей группы нельзя. Если рассмотреть индивидуальное сольфеджио - то да. Групповое – нет», - говорит Полина Евгеньевна.
Поскольку групповой предмет сольфеджио практически невозможно вести дистанционно с группой, были организованы виртуальные группы в ВКонтакте, где размещалась тема урока со всеми объяснениями и домашние задания. Индивидуальные предметы были организованы по связи через видеозвонки.
Полина Евгеньевна вспоминает:
«В эмоциональном и техническом плане мне было легко, я не испытала каких-то трудностей. Всегда была на связи с родителями и учениками. Работать в интернете для меня несложно, а вот моим коллегам постарше нужна была помощь с технической стороны. Я всегда была рада помочь. Мне кажется, некоторым преподавателям было непросто адаптироваться к новым условиям. Как бы не было удобно для меня, все же детям и родителям справляться с дистанционным обучением сложно».
Наступил новый учебных год. С 1 по 15 сентября групповые занятия в школе осуществлялись дистанционно, а индивидуальные уроки - в очном режиме. 16 сентября школа начала полноценно работать, принимая детей на очные занятия.
«Возвращение в привычный ритм преподавания прошло спокойно. И дети, и я хорошо отдохнули летом и готовы трудиться в новом учебном году», - утверждает преподаватель.
Теперь о карантине напоминают только ограничения, связанные с организацией учебного процесса: обязательная проверка температуры учащихся, запрет на массовые мероприятия, сокращение количества учеников в классах, дезинфекция помещений, масочный режим. Однако есть мнение, что вскоре школы могут вернуться к дистанционному обучению. На этот счет существует множество мнений.
Полина Евгеньевна рассказала, что она думает о перспективах дистанционного обучения в целом: «Если не брать в расчёт предметы, которые невозможно провести онлайн, то перспектива очень большая. В первую очередь, это касается различных лекций, где не обязательно живое присутствие. Я думаю, что это очень удобно, особенно студентам. Но есть и минусы. Теряется живое общение и зрительный контакт (учителя должны видеть, что учащимся понятен материал). Ещё один минус - многим родителям учащихся младших классов не с кем оставить ребёнка дома на время проведения онлайн занятий».
В настоящее время, в Ярославской области на карантин из-за увеличения количества заболевших коронавирусом распущено 58 классов, включая полностью закрытую Брейтовскую школу. Также по причине ОРВИ полностью прекратила работу в очном формате и школа № 18 в Ярославле. В Департаменте образования Ярославской области дали следующий комментарий к организации учебного процесса: «Образовательная организация самостоятельно принимает решение об организации учебного процесса во время карантина, исходя из своих ресурсов. Если есть возможность, рассматривается вопрос о введении частичного дистанта по отдельным направлениям обучения».
На данный момент карантин не введен, большинство учреждений дошкольного, школьного, среднего-специального, профильного и высшего образования в Ярославской области работает очно.
Материал подготовил Сергей Кунгурцев