Впервые о коронавирусе заговорили в январе, когда в России начала распространяться информация о новой болезни, обнаруженной в Китае. Первые случаи заболевания в стране были зарегистрированы 31 января 2020 года.
Стали зарождаться опасения. В середине марта поступила информация о первом зафиксированном случае коронавируса в Ярославле. В рамках профилактики все школьники были отправлены на каникулы, студенты ВУЗов переведены на дистанционное обучение, приостановили работу дополнительные кружки, секции, театры, музеи, библиотеки, цирк и филармония. И хотя ситуация в регионе оставалась спокойной, президентом было принято решение о введение всероссийских каникул, подлившихся до 11 мая.
Первый этап снятия ограничений в Ярославской области начался 8 июня. Возобновили работу общественного транспорта, предприятий сферы услуг, туристических агенств, бань. С 20 июня регион перешёл на второй этап: открылись непродовольственные магазины, летние веранды кафе и ресторанов, а также фитнес-центры.
С 8 сентября Ярославская область перешла к третьему этапу, готовясь постепенно возвращаться к привычному образу жизни. Карантин закончился, но ещё остаётся одной из главных тем для обсуждения.
О том, как менялась действительность для работников общепита в период пандемии, из первых уст узнаем от старшего официанта ресторана грузинской кухни «Мамука» Андрея Протопопова.
По словам Андрея Протопопова, о том, что коронавирус – это опасная высококонтагиозная вирусная инфекция в СМИ начали говорить с начала февраля. Но никто не задумывался о вирусе всерьез. Затем стали учащаться случаи заражения в России, в Ярославле в частности, в областях начали вводить ограничительные меры.
«К середине марта об этом говорили настолько много, что подташнивало, и все равно это воспринималось как что-то ненастоящее, что-то, что с нами не произойдет. Но во второй половине марта пошли указания от Роспотребнадзора по соблюдению определенных мер. Были они не жесткие, большинство носило рекомендательный характер», — вспоминает официант.
Сотрудников ресторана обязали повесить средства дезинфекции для рук, протирать столы и любые поверхности специальным раствором и рассаживать гостей на максимальном расстоянии друг от друга.
«Все это выполнялось и активно доносилось до гостей через соцсети и при личном общении, дабы исключить истерию, завоевать доверие, чтобы люди не боялись ходить в рестораны, — отмечает Андрей Протопопов. — Но поток желающих уверенно спадал, из-за этого началось сокращение рабочих часов у персонала. Руководство начало задумываться о карантине. Стали налаживать службу доставки».
27 марта было издано распоряжение от Роспотребнадзора, согласно которому временно прекращалась деятельность всех предприятий общественного питания на период с 28 марта по 5 апреля. Исключение было сделано только для кафе, ресторанов и других предприятий, которые оказывают услуги дистанционно (в том числе с доставкой на дом).
Так, 27 марта ресторан приостановил свою работу.
«Никто ничего не понимал. Сколько продлится карантин, что будет с заведением, с персоналом, с официальной зарплатой, с кредитами и ипотеками...» — говорит Андрей Протопопов, пожимая плечами. С уважением он рассказывает о действиях руководства ресторана, организовавшего собрание персонала, на котором выступили и директор, и шеф-повар, и соучредители.
«Руководство всеми силами гасило панику среди нас, хотя им самим было тяжело. Ограничения вводились изначально на пару недель, поэтому тем, кто работает официально, рекомендовали оформить больничный лист. Так как мы работаем в большом ресторане, у нас все-таки была какая-то подушка безопасности, и нам даже обещали сделать какие-то выплаты в случае крайних ситуаций. Какая-то часть персонала стала привлекаться к работе на доставке. Своими силами мы принимали заказы, готовили, собирали и доставляли. Надеясь на открытие через две недели, кто-то рассматривал это как отпуск», — рассказывает официант об обстановке в ресторане.
Но ситуация не изменилась ни через две недели, ни через месяц, ни через два. Отношение к доставке стало серьезным: «Методом проб и ошибок мы своей командой наладили процесс доставки. Это было приятно, чувствовалась какая-то сплоченность. Но летом все это стало сильно надоедать. Когда ситуация с ограничениями стала абсурдной. Когда жесткость ограничений компенсируется необязательностью их исполнения», — признается Андрей Протопопов.
Руководители заведения били тревогу, обращались к мэру, делились своими опасениями о банкротстве. С июня 2020 года власти регионов России начали постепенно разрешать открытие и работу предприятий общественного питания и торговли — кафе, ресторанов, столовых, баров.
20 июня ресторан, наконец, открыл летнюю веранду. Появилась необходимость снова налаживать работу зала и кухни. Из-за работающей доставки на кухню ложилась дополнительная нагрузка.
«Первый день открытия показал, как сильно люди соскучились по ресторанам. Весь день была полная посадка. Гости соглашались на ожидание столиков, выстраивались в очереди. Большую роль сыграл момент внутреннего туризма. В соседних областях ограничения снимались позднее. Сами мы проходили крещение огнем, быстро вспомнили свои навыки, работали с радостью», — говорит Андрей Протопопов.
Не обошлось и без проверок, контролирующих соблюдение различных норм: наличие масок, перчаток, дезинфекторов, количество столиков на веранде и расстояние между ними. Официант уверяет: «Все это выполнялось. Вообще, было классное настроение. Мы чувствовали, что взяли, и «опрокинули» коронавирус этой командой доставки. Выжили при нем и поднимали с колен бизнес наших руководителей после открытия. Ресторан почти не потерял кадров, ребята вернулись из отпусков или с других подработок».
Затем открылся и основной зал. И с тех пор, кроме масочного режима, ничего не напоминает сотрудникам о карантине. Как мы выяснили, время ограничений и неопределенности для сотрудников ресторана выдалось явно не скучным, а реформации рабочего процесса лишь сплотили и усилили коллектив.
Сейчас Ярославская область, по данным на конец сентября, входит в группу регионов, где наблюдаются средние темпы распространения коронавирусной инфекции. Наступил третий этап снятия ограничений в регионе: работают гостиницы, зоопарки, открылись кинотеатры, музеи, кафе и рестораны, изоляции для приезжих нет, действует только масочных режим. Вместе с тем, есть и некоторые дополнительные требования, связанные со спецификой работы заведений общественного питания, - антисептики, маски, перчатки, ежедневное измерение температуры сотрудникам, дистанция между посетителями — не менее 1,5 метра.
Материал подготовил Сергей Кунгурцев