Красавица и нанотехнологии

   
   

8 февраля страна отмечала День науки. Накануне праздника мы встретились со студенткой Демидовского университета и старшим лаборантом Ярославского филиала Физико-технологического института РАН Ольгой Приходько, которая увлекается очень сложной наукой - нанонаукой.

- Ольга, в чём суть вашей научной работы?

- Вместе с научным руководителем мы работаем с некоторыми биологическими объектами. Нам удалось наткнуться на уникальные бактерии, будем надеяться, что это вырастет  в некое научное открытие. А суть – пока секрет. Я заинтересовалась нано- и микротехнологиями потому, что это ново и в ногу со временем. Мы не пытаемся добиться повторения чьих-то исследований, а ищем что-то своё. Так обычно и начинают все нобелевские лауреаты. (Смеётся).

 - А в качестве сотрудника РАН чем занимаетесь?

- Диагностикой микро- и наноструктур электроники, наноматериалов, биологических нанообъектов, методом электронной микроскопии и энерго-дисперсионного анализа. Проще говоря, исследую образцы с помощью электронного микроскопа и делаю химические анализы образцов, которые нам присылают заказчики. Скажем, на каком-то производстве изготовили микросхему, элементы которой просто не видно невооружённым глазом. Я могу увидеть в специальный микроскоп малейшие погрешности. Есть заявки, в которых помимо морфологии образца нужно определить соотношение химических элементов.

Мне доводилось исследовать геологические породы, нефтяные бактерии, конечно, много систем полупроводниковой индустрии: микросхем, элементов памяти, а также наночастиц металлов, которые имеют антибактериальное и лечебное действие. Например, я занималась исследованием наноструктурированного серебра, на основе которого можно создавать  антибактериальные препараты сильнейшего действия. Об этих свойствах известно давно, но мы занимаемся методикой получения и исследования частиц. Или, например, сейчас одна из задач сотрудников ЯФ ФТИАН - вырастить «лес» нанотрубок. Это искусственно полученный материал, который может быть применён в самых различных сферах, например, для создания нанотканей. В Ярославле выясняют, какие условия должны быть созданы, чтобы эти трубки росли равномерно и одного размера.

- Как вы, будучи студенткой, попали в этот институт?

- На базе филиала Физико-технологического института РАН совместно с ЯрГУ пять лет назад был создан центр коллективного пользования научным оборудованием «Диагностика микро- и наноструктур», где помимо научных работников занимаются и студенты – стажёры. Если они хорошо учатся, проявляют инициативу, их могут взять на работу. Так получилось со мной и двумя моими одногруппницами, когда мы учились ещё на третьем курсе.

- Вы были «первыми ласточками»?

- Фактически нет. До нас работали молодые люди, которые имели успехи в научной деятельности. Но наука такое дело, в финансовом плане не всегда стабильна. А они заканчивали пятый курс, нужно было создавать семьи, иметь стабильный заработок, поэтому многие ушли в другие сферы. Нам, девушкам, в этом плане проще. Впрочем, всё зависит от человека. Нельзя получать золотые горы, просто выполняя задания начальства. Нужно быть инициативным, и если хочешь чего-то добиться, можно и «вхолостую» иногда поработать, тем более, когда ты ещё студент. У нас уникальная возможность учиться и работать по специальности, при этом получать деньги, пусть и небольшие.

   
   

- Разве сейчас нанотехнологии - не прибыльное дело?

- Государство, действительно, выделяет на это немалые средства: существует множество грантов, конкурсов. Главное – грамотно всем этим воспользоваться. За последние 2-3 года в стране появилось много центров коллективного пользования с дорогостоящим оборудованием, подобных нашему. Но часто они просто простаивают, потому что люди не могут правильно организовать работу, замотивировать молодёжь. Сегодня, на мой взгляд, многое зависит от коллектива. Кроме первоклассных научных сотрудников должны быть люди, обладающие навыками менеджмента. Наш коллектив мне кажется именно таким.

- А почему вы стали изучать именно физику?

- Вообще-то я хотела поступать на дизайн, но в нашем городе такого высшего образования не получишь, а о Москве и Питере я в 11-м классе даже не думала. На физику меня сподвигла общественная жизнь факультета. Здесь учился мой брат, и мне очень нравилось его окружение. Да и сама наука мне всегда давалась легко - я училась в физико-математической школе.

- Ваш молодой человек не ревнует вас к науке?

- Нет, моё занятие он уважает и поддерживает. Кстати, за мою научную деятельность нужно сказать спасибо маме. Когда у меня были сомнения в выборе профессии - она наставила на правильный путь. 

- А есть увлечения помимо физики?

- Я очень люблю танцевать. Танцую с шести лет – и народные танцы, и эстрадные, и восточные, одно время занималась даже в группе поддержки «Локомотива». А недавно перешла в новый коллектив клубного танца.

Смотрите также: