Данные предложения в рамках задач ведомства на 2012 год прозвучали дословно так: «Развернуть экзамен во времени и учитывать достижения в процессе всей учёбы ребёнка. Например, русский язык можно было бы сдавать по завершении основного курса в 9-м классе, а географию - в 10-м. Тогда у ребят появится мотивация учиться всё время, а не только в выпускном классе».
Пока о сроках внедрения инициатив говорить, к счас-тью, рановато. Но, как показал пример предыдущих лет, фактически все изменения, если они озвучивались министром, рано или поздно внедрялись. Потому, пока не поздно, следует попытаться разобраться - насколько данные инициативы пойдут на пользу нашим детям.
А предыстория этой идеи такова: как нам пояснили в пресс-службе Минобрнауки, она родилась у ректоров ведущих вузов страны ещё в прошлом году. Тогда они предложили сдавать ЕГЭ не единожды, а несколько раз в течение обучения, например в 9-м, 10-м и 11-м классах, или даже несколько раз за один год обучения. Как учитывать результаты этих экзаменов при приёме в вуз (по среднему или по лучшему баллу), пока не решено. Предложение находится в стадии обсуждения.
«По существу идея правильная. Одна из главных проблем ЕГЭ - мы проверяем знания детей только один раз, когда заканчивается обучение, - говорит Евгений БУНИМОВИЧ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член президиума Федерального экс-пертного совета по образованию. - Что можно исправить в этой ситуации, когда школа уже закончена? Нужно приучать детей и учителей к тому, что кроме учительской отметки должен быть независимый контроль после 4-го, 6-го, 9-го классов. Не в виде внезапных набегов проверяющих: «Всё, сегодня пишем контрольную», - а как обязательная для всех плановая система проверки. Тогда истерики перед ЕГЭ не будет, а к тому же ребёнок и родители смогут реально понимать уровень знаний и знать, где и что ему стоит подтянуть».
Фурсенко пошёл несколько дальше, а потому пока не слишком понятно, как можно перенести его идею в жизнь. «Будут ли засчитываться как ЕГЭ результаты государственной итоговой аттестации (ГИА-9), которая и так проводится по русскому в 9-м классе, или это будет другой экзамен? - задаётся вопросом Е. Бунимович. - Знания правил и норм языка, конечно, можно проверить и в 9-м классе, но сочинение, которое является одной из весомых составляющих ЕГЭ по русскому, должно обязательно писаться в 11-м классе.
В 9-м ребёнок ещё маловат, чтобы написать его, недаром в ГИА пишут изложение, да к тому же у него впереди ещё два года литературы. С географией тем более непонятно. Перенести экзамен в 10-й класс, когда она заканчивается, логично. Пока ребёнок не забыл, что проходил. Но почему такое внимание именно к географии? Это не самый ключевой предмет в школе, её сдают единицы. Важнее другое: все эти предложения по изменению содержания экзаменов - лишь косметические меры. Сегодня ситуация катастрофична тем, что контроль за школой снижен до минимума. Если ребёнок не идёт в вуз, для него обязательны только два экзамена. Такого не было в советское время - всегда обязательно сдавали хотя бы пять предметов. Такого нет в западных странах. Создание ключевой системы независимого контроля качества образования не решается перенесением экзаменов в 9-й или 10-й классы».
Смотрите также:
- Выгодно быть троечником. Чему научила ярославцев хрущёвская реформа образования →
- Следят за каждым. Почему выпускники боятся ЕГЭ →
- Что год учебный нам готовит (01.08.2006) →