Летний штиль в ценах на бензин подходит к концу, судя по сильным внешним «раздражителям». Эксперты отрасли прогнозируют, что цена на топливо может вплотную приблизиться к психологически важной отметке в 40 рублей за литр, учитывая фактор инфляции.
Скорее всего, рост стоимости совпадёт с очередным нововведением в части акцизов. Если только ушлые игроки рынка не опередят события на волне негативных настроений, а антимонопольные органы не смогут их «успокоить».
Акциз, да в паре с налогом
Планы ввести дополнительное внеплановое увеличение акцизов на топливо в следующем году и породили такие прогнозы. Повышение намечено провести в два этапа: на 50 коп. - с 1 января и на такую же величину - с 1 июля 2018 года. По расчётам, бюджет получит от этого 40 млрд руб. Эти деньги будут направлены на строительство дорог и инфраструктуры.
Новая беда
Так неожиданно завершается (не завершился пока) благоприятный период ценовой «спячки». Стоит вспомнить, что стоимость бензина в предыдущие годы резко росла в течение лета. Специалисты хорошо знают, что она отличалась ярко выраженной сезонностью. Оптовые цены падали осенью и зимой, когда спрос на внутреннем рынке слабый, и резко росли весной и летом, чему способствовали обычно плановые ремонты на НПЗ.
Но в этом году повела себя тихо: с начала мая и до нынешнего дня колебания между минимальными и максимальными уровнями не превысили 3%, по данным Ярославльстата. Эксперты сочли, что летняя нехватка бензина, от которой лихорадило всех несколько лет, ушла в прошлое.
Ярославльстат фиксирует рост цен топлива в июне по сравнению с маем на 2,2%. Затем нулевой показатель в августе и прибавка в цене на 1% в начале сентября. Сейчас средняя стоимость бензина АИ 95 - 38,3 руб. за литр, АИ-92 - 35,87 руб., дизельного топлива - 36,87 руб. При этом в августе нынешнего года в регионе продано на 6,7% бензинов и дизтоплива больше, чем годом раньше. А к сентябрю товарные запасы нефтепродуктов выросли за последний летний месяц на 10,1%, что указывает на полную загрузку заводов-производителей.
Что ждать ярославцам
Звучат и более осторожные оценки предстоящего повышения. «Российский топливный союз» прогнозирует, что, поскольку розничное ценообразование зависит от спроса и от уровня конкуренции, то цена поднимется не более чем на 1 руб. Но это в идеальных условиях рынка.
В Ярославской области сбыт нефтепродуктов монополизирован, на нём работают четыре компании.
Будут ли сетевые ритейлеры работать себе в убыток, можно не спрашивать. Стало быть, они протранслируют повышение издержек на ценники АЗС, что подхлестнёт стоимость других товаров и услуг.
«К решению правительства о повышении акцизов нужно отнестись как к данности, хотя такие действия не могут быть популярными. Понятно, что нужно выполнять социальные обязательства при нынешних экономических проблемах, пополнять бюджет, - отметил председатель комитета по ЖКХ и энергетике Ярославской областной думы Александр Тарасенков. - Конечно, рост цен на бензин неизбежен, а он ударит по бизнесу во всех сферах деятельности: предприниматели будут закладывать удорожание транспорта в цены для конечного потребителя. Инфляция вырастет, она с неизбежностью присутствует во всех экономических процессах. Неясно, достижим ли теперь плановый показатель в 4% в год».
По мнению главы комитета, есть и плюсы. Так, федеральный бюджет пополнится на 40 млрд руб,, а 1% от всех акцизных сборов идёт в Дорожный фонд Ярославской области. По этой квоте пополнение составит 400 млн руб., эти деньги пойдут на ремонты автодорог .
«Главное, на мой взгляд, насколько эффективно будут потрачены дополнительные ресурсы. Если люди видят, что рост тарифов ЖКХ привёл к серьёзному повышению качества услуг, то они поймут целесообразность таких мер. Если же это просто очередной удар по карману - реакция будет негативной. Так и с деньгами от повышения акцизов. Уверен, что средства Дорожного фонда нужно направлять в значительно большей степени в районы области, а не концентрировать в Ярославле. Такой перекос надо устранить: кто ездит по сельским дорогам, знает, в сколь жутком они состоянии», - сказал Александр Тарасенков.
Смотрите также:
- Зрелища без хлеба. Работать на производстве в Ярославле стало невыгодно →
- Точки роста:почему при промышленном буме не растут доходы ярославцев →
- Мимо «Стратегии-2025». Рушатся планы ярославского правительства →