Ярославская экономика до сих пор не может выйти из кризиса

Ярославская экономика до сих пор не может выйти из кризиса. Тем временем надвигается новая угроза: ходят разговоры о приближении очередного кризиса. И это на фоне вступления России в ВТО, в результате чего часть предприятий может не выдержать конкуренции и закрыться. Чего ожидать ярославцам в ближайшем будущем, рассказал доктор экономических наук Фёдор Завьялов.

   
   

– Фёдор Николаевич, как вы считаете, в каком состоянии сейчас ярославская промышленность?

– Хуже всего обстоят дела у предприятий пищевой промышленности, текстильных и швейных производств, компаний химической промышленности. Деревообрабатывающие и мебельные предприятия, нефтеперерабатывающая промышленность из кризиса вышли, но прежних своих позиций ещё не вернули. Строительный сектор только начал возрождаться. Удалось выйти на докризисный уровень и упрочить свои позиции производствам по пошиву обуви и изделий из кожи, целлюлозно-бумажным производствам и полиграфии, предприятиям по изготовлению резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования, электрических, оптических и электронных приборов, транспортных средств. Лучше всего обстоят дела у компаний, предоставляющих разнообразные услуги для населения и организаций.

– С чем это связано?

– Когда во всём мире снижались цены и ставки рефинансирования, уменьшалась инфляция, в России все эти показатели шли в рост. Только за два года – с 2008 по 2009-й – инфляция выросла на 25,7%! Постоянно повышались тарифы и цены. Мы – общество потребителей. Продавцы накручивают 2-3 цены при продаже товара. И, несмотря на это, покупательский спрос не падает. Всё дело в том, что в Ярославле практически нет среднего класса. Большинство живёт на грани или за чертой бедности. Они покупают только необходимые вещи и продукты, и спрос на основные товары не падал никогда. Поэтому продавцы так и осмелели.

– Когда разразился кризис, многие обвиняли власти в том, что в регионе не было разнообразной промышленности, и это привело к столь удручающим последствиям.

– Думаю, политика предыдущего губернатора области Сергея Вахрукова по диверсификации экономики – это создание предприятий новых видов промышленности, совместных предприятий, привлечение инвестиций – была во многом правильной. Сейчас эти новые предприятия поставляют свою продукцию за рубеж, люди получили рабочие места. Другое дело, что он был чересчур самостоятелен и не всегда прислушивался к советам. Впрочем, это уже имеет отношение к политике и политическим решениям. Нынешней власти – и областной, и городской – стоит также задуматься о всестороннем развитии региона и создании новых предприятий.

– Россия после десятка лет ожидания, наконец, вступила во Всемирную торговую организацию. Существует по этому поводу много споров, каков ваш прогноз: стоило ли вступать в ВТО?

– Если говорить о сугубо моём мнении, то я за вступление в ВТО. Конечно, кому-то придётся нелегко, ведь усилится конкуренция. Но это нормальное явление. Это стимул для предприятий перепрофилироваться и найти свою нишу, как это было, например, в Канаде, где автомобильный завод стал производить не машины, а автозапчасти, которые теперь покупают по всему миру. Или производить более качественные и недорогие товары.

Если говорить о нашей области, то не думаю, что ситуация будет коренным образом отличаться от ситуации в целом по стране. Аналитики утверждают, что сложности возникнут в сельском хозяйстве, обувной и лёгкой промышленности. Дело в том, что, вступив в ВТО, мы должны снизить таможенные пошлины на товары. Это повлечёт за собой удешевление товаров. Разве это плохо? Кто мешает нашим товаропроизводителям производить хорошие товары? Покупатель предпочитает качественные вещи. Я считаю, мы сами не в состоянии поднять эти виды промышленности – нам нужно привлекать инвестиции, уже накопленный другими опыт.

– Почему мы не в состоянии сами изменить что-либо в работе этих отраслей?

– Причина в нашем подходе. Взять, к примеру, сельское хозяйство. Сейчас эти предприятия сидят на шее у правительства, власти выделяют субсидии, чтобы они производили больше продукции. В Европе, где уже давно действуют правила ВТО, субсидии выделяются на то, чтобы производить меньше. Объясню, как это происходит и зачем. Например, когда к ВТО присоединялись Испания и Португалия, потребовалось сокращение площадей виноградников, ведь вино производят Франция, Германия, Австрия и Италия. Правительство стало выделять субсидии для поддержки фермеров. На эти деньги строили дороги, современные школы и детские сады, дома, развивали аграрную науку. Таким образом, работа на селе стала престижной, а производимые продукты – более качественными, а значит конкурентоспособными.

   
   

Нам необходимо включаться в эту работу. Чтобы у сельхозпроизводителей был стимул самим работать, а не сидеть на дотациях. Посмотрите, к чему наша политика уже привела. На селе нет учителей и врачей, молодёжь спивается или уезжает, деревни и сёла вымирают. Нужно менять подход!

– Существует ли сейчас угроза массовых сокращений или закрытия предприятий?

– Да, угроза есть. Но касается она не всех предприятий, а только тех, которые так и не смогли выйти из кризиса. Опять же, если руководство вовремя сумеет найти новые точки роста для себя – пессимистичный прогноз не оправдается. У нас есть другая проблема – нехватка квалифицированных рабочих. Выпускники училищ, колледжей и техникумов не могут работать на предприятиях, потому что никогда не видели современного электронного оборудования. Рабочими на новых современных производствах идут трудиться инженеры.

– А что можно сказать о заработной плате? Люди жалуются, что им не на что жить.

– Динамика реального дохода говорит о снижении уровня оплаты труда. Причина – рост инфляции, тарифов, цен.

Наш партнер: аналитика рынка форекс