Басманный день как пролог к отмене выборов мэра

Евгений Урлашов пробудет за решёткой как минимум год. © / Дмитрий Шиманский / АиФ

На минувшей неделе стало известно, что Басманный суд Москвы продлил срок пребывания под стражей мэра Ярославля Евгения Урлашова. Первую годовщину своего ареста, 3 июля, он точно «отметит» в следственном изоляторе.

   
   

Занятно, что в день 28 февраля суд рассматривал меры пресечения и самому известному оппозиционеру Алексею Навальному, что породило специфический юмор о «Басманном дне» - вариация на тему одноимённого правосудия. Но отделаться домашним арестом Урлашову, в отличие от недавнего претендента на пост мэра столицы, не удалось. В очередной раз.

Ни митинги ярославцев, ни поручительства известных людей не помогли изменить меру пресечения Евгению Урлашову. Фото: АиФ / Алла Смирнова

«Гуманитарный» аспект темы лежит на поверхности. Ни поручительство Михаила и Ирины Прохоровых и Леонида Ярмольника, ни признаки дистрофии, обнаруженные при осмотре Урлашова врачом, не стали для суда основанием для изменения меры пресечения.

Кстати, мэру Рыбинска Юрию Ласточкину также продлён срок пребывания под стражей - вместе с решением о его переводе в столичный СИЗО. Теперь он намерен апеллировать к Европейскому суду по правам человека.

Пожалуй, бесконечное продление следствия над мэром Ярославля наиболее интересно в контексте кардинального изменения принципов формирования местной власти. Законопроект об отмене прямых выборов мэра всё-таки без шума одобрен в «коридорах власти», и его принятие - вопрос юридической техники. Поэтому в логике «высушивания» демократических процедур оттягивание момента приговора Урлашову выглядит очевидным. Быстрый - в течение весны - обвинительный приговор делал пост мэра свободным. И до единого дня голосования (второе воскресенье сентября) ничто не мешало объявить досрочные выборы. Ведь закон об их отмене вряд ли вступит в силу ранее 2015 года. А так: нет свободной должности - нет речи о выборах.

Сейчас создаётся впечатление, что момент для принятия непопулярного закона выбран не случайно. Украинский кризис полностью переключил внимание общества на внешнеполитические коллизии.
Есть и ответ у инициаторов отмены выборов (точнее, назначенных на эту роль сверху) на результаты недавнего опроса общественного мнения россиян, проведённого «Левада-центром». По данным социологов, 12% граждан к отмене прямых выборов мэров относятся резко отрицательно, ещё 36% - скорее отрицательно. При этом 17% отзываются об инициативе скорее положительно, и лишь 4% - целиком положительно.

Так вот, совсем недавно глава Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко заявил, что в его предложениях нет противоречия со словами президента о том, что «мэры должны избираться». Действительно, проект реформы предполагает выборы глав городов из числа депутатов гордум. Но, как говорится, «почувствуйте разницу» с выборами, в которых голосуют все жители, а не три десятка депутатов.    
   

Стоит обратить внимание и на ещё один аспект: везде по стране есть избранные мэры и депутаты городских дум, с разными сроками полномочий. Их одномоментный роспуск вполне может привести к управленческой неразберихе, да ещё в условиях нарастающего экономического кризиса. Подобная картина была разве что после разгрома Верховного Совета РФ в октябре 1993 года. Но это уже «по ту сторону добра и зла».