«Золотой» счётчик. Кто навязывает ярославцам дорогостоящие услуги

В редакцию «АиФ» обратились жители дома №16 по проспекту Машиностроителей города Ярославля. Они уверены, что их массово обманывают.

   
   

В квитанциях, приходящих от ОАО «Ярославльводоканал», выставлен счёт в размере 130 тысяч рублей за установку нового общедомового счётчика холодной воды. Однако счётчик в доме уже давно установлен и исправно функционирует. И, как оказалось, таких домов в Ярославле несколько десятков. Кто же наживается за счёт простых жителей, выяснял корреспондент «АиФ».

В этой истории одни «белые дыры и чёрные пятна».

«Ещё в октябре у нас был наш старый счётчик, - рассказал житель дома Борис Кабальнов. – О том, что у нас новый прибор учёта, мы узнали только из квитанций. Старый был снят без нашего ведома».

Ольга Анисимова возмущена пришедшими счетами. Фото: АиФ/ Алла Смирнова

Жителям никто ничего не может объяснить.

«По какой причине «Ярославльводоканал» решил заменить счётчик? Где акт о его неисправности?! - возмущается жительница Ольга Анисимова. – И кто присвоил старый счётчик, который является нашей собственностью? Мы не против оплатить установку нового прибора учёта, но хотим, чтобы всё было прозрачно. Тем более сумма-то не маленькая. Мы звонили в другие организации, оказывающие услуги по установке и замене приборов учёта, - там данные работы оценивают всего в 40 тысяч рублей».

Жильцы уверены, что их права грубо и бесцеремонно нарушаются.

   
   

«Руководство компании «Ярославльводоканал» наживается на тех, с кого и так взять нечего, - переживает Борис Кабальнов. - Компания обслуживает весь город, если с каждого дома по 130 тысяч собрать, можно обогатиться! Только в Заволжском районе жители 30 домов возмутились действиями этой организации, которая требует оплатить установку счётчика, ссылаясь на закон, но сама же этот закон нарушает: договор на работы с собственниками жилья в лице управляющей компании отсутствует, как и приложение сметы на выполнение работ, позволяющие провести независимую экспертизу, нет и акта приёмки на выполнение работ с обеих сторон, подписей».

В квитанциях жителям настоятельно рекомендуют оплатить счета до 25 ноября. В противном случае грозят штрафными санкциями. Для наглядности в квитанциях прописано, сколько жители будут платить впоследствии, если не заплатят сейчас. Причём посчитано вплоть до сентября 2019 года, с учётом задолженности и процентов.

Однако заволжане не испугались.

«Мы не будем оплачивать счёт до тех пор, пока ситуация не разрешится, - говорит Борис Кабальнов. - По закону, если 70% жильцов дома оплатят квитанции, считается, дом согласился с предложенными условиями. А у нас уже некоторые оплатили, пенсионеров в доме много, а их обмануть несложно».

В управляющей компании о ситуации наслышаны, но повлиять никак не могут.

«Дело в том, что мы не занимаемся установкой счётчиков, - пояснила директор ООО
«Управдом Заволжского района» Карина Авакова
. - Установка происходит в соответствии с федеральным законом №261-ФЗ по энергосбережению ресурсоснабжающей организацией».

Как пояснила Карина Авакова, задача управляющей компании в этой ситуации - проконтролировать качество выполняемой ресурсником услуги.

«Прежде, чем установить прибор, собирается комиссия от ресурсоснабжающей организации, - рассказывает Карина Авакова. - Комиссия смотрит, есть ли возможность установки прибора и нужен ли он вообще данному конкретному дому. Дело в том, что сейчас ставят приборы другого типа. Те счётчики, которые стоят в подвалах жилых домов, являются обыкновенным расходомером. Сейчас же ставятся приборы, оснащённые удалённым доступом».

По словам директора УК, ресурсник решает сам, соответствуют ли приборы нормативам сегодняшнего дня или нет.

«Мы на их выводы никак повлиять не можем», - утверждает Карина Авакова.

В ОАО «Ярославльводоканал» с жителями общаться не пожелали.

«Объяснять нам по телефону ничего не стали, на приём не записали, сославшись на то, что в квитанции всё указано, - говорит Борис Кабальнов. - На просьбу о предоставлении сметы намекнули, что это не наше дело, и положили трубку».

Когда корреспондент «АиФ» обратился в ОАО «Ярославльводоканал», ему тоже отказались прокомментировать ситуацию.

Позиция власти: счётчик заменили по закону

Заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Наталья Шетнева:

«Нюансы и основания, на которых устанавливаются общедомовые приборы учёта, прописаны в федеральном законе №261. У жителей было время, чтобы провести собрание и выбрать подрядную организацию, которая установит им прибор учёта. Однако они этого не сделали. По закону в таких случаях по истечении времени установку счётчика должна принудительно провести ресурсоснабжающая организация, то есть в данном случае «Ярославльводоканал». Все услуги этой компании лицензированы. Если какие-то компании предлагают аналогичные услуги в разы дешевле, то, скорее всего, у них просто неполный набор услуг. Жители могут обратиться в департамент городского хозяйства: мы проверим заявленные ими факты и выясним, законно ли снят прибор учёта и установлен новый. Скорее всего, старый уже не работал. Часто счётчики, установленные в жилых дома, практически не проходят поверку, и восстановить их не представляется возможным».

Мнение адвоката: права жителей нарушены

Адвокат Олег Кононов:

«Я считаю, права жителей в данной ситуации нарушаются. Если можно воспользоваться услугой дешевле, почему жители должны переплачивать? Непонятно, почему их не уведомили о сроке выбора подрядной организации, если таковой существует. Управляющая компания, как представитель интересов жителей, должна была донести до них эту информацию.

Так как этого сделано не было, жители вправе провести собрание сейчас. Пусть они пропустили сроки, но не по своей вине, так что им лучше собраться, определить подрядчика и уведомить об этом управляющую компанию и департамент городского хозяйства мэрии. Нужно написать заявление в ДГХ, в котором отразить свои возражения и причины, по которым пропущены сроки.

А если ситуация и в этом случае не разрешится, можно написать жалобу в прокуратуру».

За что платим?

Почему в Ярославской области население вынуждено отдавать огромные деньги за жилищно-коммунальные услуги, при этом взамен практически ничего не получая, ведь и текущий, и капитальный ремонт зачастую приходиться всё равно делать за свой счёт?

Социолог Евгений Голубев:

«Надо отметить, что такая ситуация сложилась не везде. Я, например, живу в доме с формой правления товарищество собственников жилья (ТСЖ). Оно отвечает за содержание жилого фонда, и мы, жильцы, видим реальную отдачу.

Но если говорить о большинстве жилого фонда, то ситуация действительно печальная. Если управляющая компания не хочет вкладываться, никто её заставить не может. Желание любой УК - максимизировать прибыль и минимизировать затраты, а поскольку реальных рычагов влияния на управляющие компании ни у кого нет, включая правоохранительные органы, то мы и имеем то, что имеем. УК пользуются своей безнаказанностью и являются организациями собственного обогащения, за редким исключением.
Конечно, такая ситуация может быть и в ТСЖ. Там тоже могут быть финансовые махинации, борьба различных группировок, но вероятность этого существенно меньше, чем в УК, так как ТСЖ жителям легче контролировать.

Наши власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства сейчас даже не пытаются выстроить конструктивный диалог с управляющими компаниями, к ним даже законодательно достаточно сложно подобраться. Чтобы закрыть УК, надо довести её до банкротства. Это сложно. Да и как закрыть УК в зимний период? Поэтому нужна планомерная, постоянная работа властей со всеми управляющими компаниями и прямая работа собственно с населением. Сейчас этого нет вообще. Получается, никто ни за что не отвечает, только деньги собирают».