Военные баталии
- Сергей, с чего началось ваше увлечение?
- Когда я был маленьким, очень хотел игрушечный танк. Он стоил дорого - два рубля. Родители не могли себе этого позволить и купили мне пластилин. Ну, я и слепил его. Потом лепил машинки, солдатиков. Настоящий успех пришёл в пионерском лагере: за конфеты лепил пластилиновых солдатиков. Когда был студентом, однокурсник рассказал, что продаются наборы для сборки моделей военной техники. Я попробовал и вот уже 16 лет этим «балуюсь».
- Сколько у вас сейчас танков?
- Где-то 60 машин. Что-то дома хранится, что-то подарил знакомым или отдал на выставки. Работы, которые перестали нравиться, отдаю сыновьям. Их у меня двое: старшему девять лет, младшему семь с половиной. Недавно месяц пролежал в больнице, а когда вышел, обнаружил, что сыновья без меня устроили настоящую военную баталию и весь танковый парк требует ремонта.
- Сборка моделей - удовольствие дорогое?
- Когда я только начинал этим заниматься, наборы разыскивали среди игрушек; нужных красок, инструментов, дополнительных материалов в магазинах не было. Чтобы раскрасить модель, в определённых пропорциях смешивали масляную краску, растворитель и лак. С тех пор между нами ходит шутка: всё, что тебе надо, поищи в мусорном ведре. Впрочем, это не мы открыли. Во время второй мировой войны английский подросток, живший с семьёй недалеко от американского аэродрома, придумал одну штуку. В коробках с продуктами, которые выдавали солдатам, были листы тонкого пластика, которые американцы за ненадобностью выкидывали. Мальчишка догадался делать из пластика модели самолётов, летавших с этого аэродрома. Лётчики выменивали их у него на продукты. Уже после войны парень открыл первую в мире контору, которая занималась производством моделей из пластика. Сейчас моделистам несравненно легче, были бы деньги.
Важна точность
- С чего начинается работа над моделью?
- С фотографии - в Интернете, книгах, каталогах ищу фотографию танка, который хотел бы сделать. Дальше начинаю собирать по крупицам информацию: когда и на каком заводе выпустили машину, в какой воинской части её использовали. Например, я давно хочу создать в миниатюре танк, на котором воевал и погиб под Сталинградом наш земляк Герой Советского Союза Алексей Наумов. Но информации о машине крайне мало. Удалось узнать только, что на борту была надпись «Тамбовские колхозники» - танки 91-й бригады были построены на их деньги. А вот фото не нашёл. Хотя с тех пор, как был организован клуб военно-исторической миниатюры «Т-34», сбор информации стал значительно легче, помогают коллеги по увлечению.
- Значит, создают миниатюры только по фотографиям?
- Вовсе нет. Например, на юбилейной выставке нашего клуба, которая сейчас проходит в выставочном зале имени Нужина, есть танк, созданный моим коллегой Максимом Безениным по воспоминаниям ветерана. Соблюдено всё, вплоть до того, что на башне с каждой стороны были разные номера. Как говорил фронтовик, это было сделано для того, чтобы вводить противника в заблуждение, чтобы немцам казалось, что из-за кустов и домов показываются два разных танка.
- Как вы добиваетесь того, что ваши модели так похожи на настоящие?
- Сначала корпус машины покрываю тонким слоем краски - этого эффекта добиваешься с помощью аэрографа. Потом разными способами создаёшь разнообразные визуальные эффекты: облезшая краска, сколы, ржавчина, копоть, тени. Впрочем, чего только не используют, чтобы добиться желаемого результата. Например, Юрий Мамошкин, один из ведущих ярославских моделистов, собрал за городом пыль разных оттенков. Он её перемалывает в старой кофемолке и использует, чтобы «запылить» отдельные детали.
- Почему важна такая точность?
- Сообщество миниатюристов достаточно придирчивое. Если начинающим многое прощают, то моделистов со стажем призывают держать высокую планку - копия должна быть уменьшенной версией оригинала. Коллеги оценивают, иногда критикуют и указывают на неточности. Когда я сделал Т-34, то одним из тех, кто покритиковал мою работу, был сотрудник Института бронетанковой техники. Иногда после серьёзно аргументированных замечаний коллег приходится в корне переделывать модель.
Дети в восторге, жена - нет
- Когда занимаетесь сборкой моделей?
- В свободное время. Чаще всего получается по ночам. Правда, это сказывается на продуктивности. А работаю я скульптором-декоратором.
- Семья как относится к вашему увлечению?
- Дети в восторге - им нравятся танки, играть с ними. А жена воспринимает это увлечение как одну из форм общественно неопасных психических заболеваний – шучу. Ей не всегда нравится, что я так много времени трачу на моделирование, общение с коллегами-моделистами, потому что это «отрывает меня от семьи». Но, как гласит народная мудрость, охота пуще неволи.
Смотрите также:
- РОКовая невеста. Группу "Рамштайн" развалила ярославна? →
- Любовь Казарновская: «В приоритете - работа души» →
- РЕаниматор настроения. 1 апреля - День смеха →