Юрий Аврутов: «Ярославль нельзя превращать в Манхэттэн»

Фото: АИФ

   
   

Засилье рекламы в исторических центрах городов, страшные новоделы и неправильная реставрация памятников истории - всё это не может не вызывать нареканий. Бывший глава комитета историко-культурного наследия областного департамента культуры Юрий Аврутов рассказывает о реальном положении дел в области с охраной исторических памятников.

- Юрий Иосифович, почему исторические здания в Рыбинске, Ростове и других малых городах в таком ужасающем состоянии? Денег мало выделяют?

- Финансирование есть. В этом году более 200 миллионов рублей выделил федеральный бюджет, порядка 100 миллионов - областной. Однако основные работы по содержанию памятников ложатся на плечи арендаторов. С каждым из них подписывают документ об охранных обязательствах, в котором прописывают сроки выполнения работ и их виды. При нарушении – штрафуют. Но основная проблема с бесхозными зданиями в малых городах. Власти не могут потратить на них бюджетные деньги, а хозяев, готовых вкладывать в здания деньги, нет.

- На полуразвалившихся зданиях собственники закрывают фасады рекламой. Города похожи на лоскутные одеяла.

- Реклама искажает город, плохо влияет на восприятие объектов и их сохранность. Когда к нам приезжала комиссия из ЮНЕСКО, больше их раздражало даже не то, что у нас есть неотреставрированные здания или снесли что-то, а агрессивная реклама. Несмотря на то, что действует регламент и прописаны все размеры рекламы, соблюдать закон никто не спешит. А снять плакат или растяжку можно только по решению суда!

Яркие огромные баннеры не только убивают красоту города, но и негативно сказываются на состоянии зданий. Из-за недостатка аэрации (естественного проветривания, - ред.) и вентиляции фасады рушатся, у специалистов нет возможности проследить ситуацию с состоянием здания. Те, кто это делают, не только не любят свой город, но и не понимают, что творят.

Сохранившаяся старинная архитектура привлекает не только специалистов, но и туристов из России и стран дальнего и ближнего зарубежья. И уничтожать эту архитектуру – рубить сук, на котором мы сидим, оставлять город и область без туристического потенциала.

- В Угличе, например, рекламу сделали аккуратно, поставили тумбы под плакаты, вывески оформили в едином стиле…

- В Угличе действительно есть примеры рекламы, которая вписывается в архитектуру. Когда дизайнер был грамотный и учёл все особенности зданий, то вывески и плакаты привлекают внимание. Агрессивные, массивные и неказистые растяжки, плакаты не привлекают внимание людей, не зазывают их, а отталкивают. Деликатный подход к рекламе может принести больший результат, чем гонка за большими формами.

- Талантливых архитекторов нет?

- Есть, и очень много. Знали бы вы, какие интересные дипломные проекты есть у них! Беда в том, что не многие устраиваются работать по специальности. А потом зачастую заказчики при выборе архитектора смотрят не на качество выполненных проектов, не на то, какие он делает работы, - определяющим фактором является цена. Кто предложил ниже стоимость, тот и выигрывает.

- Современная застройка, новоделы также вызывают нарекания гостей города!

- Наша проблема в том, что в Ярославле нет градостроительного совета, нет должности главного архитектора. Никто персонально не отвечает за то, что строят в городе. Поэтому мы вынуждены наблюдать странные здания в центре города. От более массовой застройки нас спасёт только то, что в Ярославле есть кафедра ЮНЕСКО, у города статус всемирного объекта наследия и просто так, без шума, ничего не снести и не поставить. А если взять тот же Ростов, Углич, Рыбинск – рычагов воздействия практически нет.

Хотя есть и обратная сторона медали. Из-за того что малые города менее развиты, там меньше рекламы, меньше строится зданий в центре,  удалось сохранить уникальную историческую застройку, старинные здания.

- Как вы оцениваете возведение в Ярославле Успенского собора?

- Успенский собор был градостроительной ошибкой. Его размеры превышают допустимые. К сожалению, когда проект рассматривался, никто не прислушался к мнению специалистов о том, что здание должно быть меньше. Сейчас, например, собираются строить гостиницу на Волжской набережной. Рекомендуемые размеры не соблюдены, по правилам там должно быть три отдельных здания, а хотят сделать одно. Это убьёт красоту Стрелки, нарушит целостность восприятия набережной. Вспомните, что произошло, когда в самом конце Стрелки был установлен памятник 1000-летию. Видовые точки на ансамбль Коровники были перекрыты. Ещё один пример неграмотного градостроительного решения - возведение нового моста через Которосль. Из-за него исказился ландшафт, в худшую сторону изменилось восприятие города. Но есть и положительные примеры соседства старой и современной архитектуры. Новый планетарий построен с соблюдением регламента и неплохо соседствует с церковью. Хотя, конечно, его современный вид и соседство с древним храмом можно обсуждать.

- Так откуда же такое количество градостроительных ошибок?

- Конфликт интересов. Инвестор, например, хочет построить гостиницу с большим числом номеров, а для сохранения исторической среды нужно соблюсти все нормативы. Начинается нажим со стороны инвестора, протаскивание выгодных проектов. Здесь важно находить компромиссы. Например, разрешить устроить подземные этажи или соединить здания галереями, чтобы издали они смотрелись как одно.

Хотя вот, например, планируется за новым концертно-зрелищным центром в районе гостиницы возводить много-этажки. Это неверное решение. Ярославль нельзя превращать в Манхэттен, у нас не тот город. Нельзя уютный, купеческий Ярославль со старинной архитектурой превращать в каменные джунгли.

- Не из-за этого ли города области не могут попасть в список ЮНЕСКО?

- Здесь дело в другом. Ростов, например, в списке ожидания стоит с 80-х годов прошлого века. ЮНЕСКО не принимает объекты массово, это происходит индивидуально. И только в том случае, если страна доказала и убедила комиссию, что объект интересен и важен. Угличский кремль не приняли – в этом случае нужно повторно подавать документы, работать и доказывать.

Досье АиФ

Юрий Аврутов родился в 1952 году. Окончил Московский инженерно-строительный институт, Московскую академию реставрации. До марта этого года возглавлял комитет историко-культурного наследия в областном департаменте культуры.  В настоящее время - преподаватель.

 

Смотрите также: