- Мы позиционируем себя как наследники Российской империи, СССР, но если мы вступили в права наследства, то должны исполнять волю наследодателя: вряд ли строители этих святынь хотели, чтобы там выставлялись чучела животных или проводились концерты. Храм должен быть храмом, местом, посвящённым Богу, - говорит пресс-секретарь Ярославской епархии отец Александр Сатомский.
Церковь действует на основании ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». По этому закону всё имущество, которое было отобрано у Церкви в трудные времена, должно быть возвращено законному владельцу. Но главный вопрос заключается в том, сможет ли этот владелец сохранить наследие для потомков и сделает ли он это лучше специалистов?
- Будут приложены все усилия для того, чтобы всё осталось в сохранности. Закон есть закон, его надо исполнять, и здесь нет места для полемики, - считает отец Александр.
Передача музейных экспонатов и помещений прежнему собственнику – Церкви – началась ещё в 90-х годах, так что, по словам музейных сотрудников, подобного заявления от епархии здесь ждали.
- Не важно, кто будет хранить наследие, главное, чтобы его хранили. Если Церковь найдёт хороших специалистов, которые будут следить за состоянием храмов, реставрировать их, а не поновлять, не будут вениками обметать фрески, как это иногда делается, тогда храмы удастся сохранить, - говорит заместитель директора по научной работе Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Светлана Блажевская.
К примеру, сейчас для сохранности росписей в некоторых храмах-музеях службы не проводятся, в других – проходят по специальному графику.
- Мы позиционируем Ярославль как туристическое место, но может получиться так, что мы построим гостиницы, боулинги, парки для туристов, а показать им будет нечего! Такого количества ансамблей, комплексов XVII века, какое есть в Ярославле, больше нет нигде. Не случайно ещё в 30-е годы прошлого века эти храмы были отобраны в состав музея, ведь только специалисты знают, как они уязвимы и как их можно сохранить, - говорит Светлана Евгеньевна.
За комментариями по поводу передачи храмов мы обратились в департамент культуры Ярославской области, но там нам лишь сказали, что «есть федеральный закон, в рамках которого мы и будем работать».
Когда заявленные храмы будут переданы епархии, музей-заповедник лишится части доходов и довольно существенной. Кроме того, для экспонатов из этих храмов придётся искать новые помещения. И вряд ли для них будут строить новые здания – слишком это дорогое удовольствие. Значит, снова, как на заре советской власти, мы не будем создавать новое, а изымать, распределять и перераспределять старое? Пока этот процесс перехода исторического наследия вызывает много вопросов.
Закон предполагает длительные сроки передачи, и хочется надеяться, что за это время компромисс будет достигнут.
Смотрите также:
- Любим по-русски. Историк Алексей Киселёв об умирании народной культуры →
- Парк-отель останется за оградой →
- Наши древние храмы - новоделы? →