На городских и областных дорогах подходит к концу ремонтная кампания этого года.
О том, как можно оценить работу подрядчиков, рассказал координатор общественного проекта «Дороги Ярославля» Темур Абдуллаев.
В области работать выгодней
«АиФ», Вера Мартынова: Темур, как, по вашему мнению, в этом году сработали дорожники в сравнении с предыдущими годами?
- Что это за проблемы?
- Города неинтересны подрядчикам. Основная прибыль при ремонте дорог идёт от укладки асфальта. А благоустройство и замена труб чаще всего отдаются на откуп профильным организациям, которые требуют за свои услуги бо́льшие деньги, нежели заложены в смете проекта. Расценки в нацпроекте вынуждают компенсировать убыток от установки бордюров и замены труб за счёт асфальта. Поэтому серьёзные организации пытаются уйти из города и заниматься ремонтом областных дорог, где нагрузка гораздо меньше, а прибыль больше. В итоге в городах вынуждены привлекать тех, кто не смог выйти на область. А у них не всегда хватает квалификации, опыта и техники.
- Недостаточное бюджетное финансирование дорожных работ – многолетняя проблема многих регионов. Как мы в этом плане выглядим на фоне соседних областей?
- Сравнивать бюджеты разных регионов не совсем корректно абсолютными значениями, они формируются исходя из потребностей того или иного региона и процента ненормативных дорог. Наш регион тратит на ремонт дорог больше соседей, но и «убитых» дорог у нас больше. В целом же можно сказать, что нет регионов, у которых бы не было проблем с дорогами и достаточным финансированием на их ремонт.
- Есть ли динамика в наращивании объёмов работ?
- Федеральные власти рекомендуют регионам увеличивать объём строительства и ремонта дорог. Но тут важно понимать, что нацпроект «Безопасные качественные автомобильные дороги» реализуется на основе софинансирования, поэтому верхний предел ограничен исключительно средствами региона, которых у нас, к сожалению, не так уж и много. Вместе с тем увеличение объёмов создаёт опасность для качественного выполнения работ при неблагоприятных погодных условиях. Профессионалов в дорожной сфере немного. Нередко на дороги выходят те, кто просто в состоянии нанять технику и найти рабочих. Это совсем не то, что бы нам хотелось видеть.
Тянут-потянут
- Почему, по вашему мнению, в этом сезоне многие объекты не были сданы вовремя? Тянули даже с теми, которые у всех на виду – проспект Машиностроителей и Комсомольская улица в Ярославле.
- Проспект Машиностроителей потребовал изменений в технических решениях, которые «всплыли» после начала работ, и это отложило сдачу примерно на полтора-два месяца. У подрядчика много объектов в регионе, и это тоже сказалось на темпах работы. Городские объекты, как я уже сказал, гораздо сложнее региональных из-за инженерных сетей, общественного транспорта, пешеходного трафика, невозможности работать в ночное время, чтобы не беспокоить жителей домов, и т.д. А необходимость координации сетевиков, транспортников, ГИБДД и прочих инстанций зачастую приводит к бессмысленному простою. Комсомольскую улицу делали в рамках контракта по текущему содержанию дорог, который заключается два раза в год, поэтому делать улицу могли хоть до Нового года. На мой взгляд, подрядчик просто не справился с взятыми на себя обязательствами, помимо этого контракта у него есть работа во дворах, в области. Это не снимает с него ответственности и в очередной раз указывает нам на не совсем верную процедуру отбора подрядчиков. Ярославль уже столкнулся с тем, что ремонт дворов по губернаторскому проекту «Решаем вместе» фактически провалился из-за недобросовестного подрядчика, который получил контракт, не имея достаточного количества людей и техники.
Чем поможет Ургант?
- Разбитые ярославские дороги как минимум дважды становились объектом насмешек Ивана Урганта. Недавно вы выложили видео из Варегово в Большесельском районе, где дорога напоминает лунную поверхность – сплошные кратеры. Как думаете, после подобной огласки нашим чиновникам не становится стыдно?
- Я не уверен, что они оперируют подобными категориями. Может быть, испытывают чувство досады оттого, что придётся как-то объясняться перед вышестоящими инстанциями. Я прекрасно понимаю, что ярославские дороги не ремонтируются не из-за того, что кто-то не хочет их делать. И публикации видео с «убитыми» дорогами рассчитаны не на местных чиновников, а скорее, на федеральный центр, который после насмешек Урганта может выделить дополнительное финансирование.
- А есть ли у нас повод для оптимизма в решении дорожных проблем?
- Да, конечно. За те шесть лет, что я занимаюсь общественным контролем дорог, сильно изменилось отношение к ремонту. Стали привычными технологии, о которых раньше нам рассказывали только в репортажах о ремонте федеральных трасс или столичных развязок. Современная техника, постоянный состав специалистов позволяет дорожникам работать эффективнее. К сожалению, более сложные требования в городах требуют более опытных специалистов в службах заказчика. С этим у нас серьёзные проблемы. Не всегда хватает технического надзора, не всегда есть возможность предупредить негативное развитие ситуации на объекте. Но я знаю, что большая часть специалистов живут в регионе, пользуются теми же дорогами, что и мы с вами, а значит, заинтересованы в их качестве не меньше нас.