Образование дома: студенты и преподаватели о новом формате обучения

В городах России, в том числе Ярославле, ещё в марте объявили карантин. Школы, колледжи и университеты временно перешли на дистанционное обучение. Студенты, которые не смогли избежать итоговых экзаменов, поделились своим мнением о прошедшей сессии.

   
   

«Экзамены прошли отлично, потому что многие преподаватели выставляли оценки по общему итогу за семестр, давали "автоматы"». Но, как известно, положительные оценки — это ещё не всё. Именно в период сессии многие студенты столкнулись с рядом проблем: большое количество домашнего задания, отсутствие лекций в Skype или Zoom», - рассказала Надежда Стройкова, студентка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. 

«Обучение было сумбурным. Мы до последнего не знали, как всё будет проходить. Боялись, что возникнут проблемы с интернетом, сидели, как на иголках», — высказалась Анастасия Кожевникова, будущая журналистка.

Подобное мнение, конечно же, поддержали и другие ярославские студенты. Некоторые говорили о нехватке времени, некоторые о сложной формулировке заданий. Многие из них хотели бы улучшить обратную связь с преподавателями, выбрать более удобные платформы для обучения.

Кажется, будто это проблема одного региона, но нет. В Москве студенты столкнулись с теми же неудобствами. «Материал, без объяснений и возможности спросить, воспринимался сложно», - объяснила Варвара Бодунова, учащаяся в РГАУ — МСХА им. Тимирязева. Впрочем, для некоторых профессий онлайн-обучение всё-таки стало идеальным. Дмитрий Мокеев, студент ярославского политехнического, посчитал, что на программиста так и надо учиться, скидывая решения задач в онлайн-сервисы.

Однако не стоит забывать, что учащиеся — это одна сторона медали. Преподаватели, которые также не были готовы к переходу на дистанционное обучение, страдали от нехватки времени, сильной нагрузки и другого ряда проблем.

Светлана Иванчикова, преподаватель в студии иностранных языков, отметила основные трудности: 

   
   

«В начале было физически сложно проводить столько времени за компьютером (например, 5 уроков по часу + подготовка к ним = примерно 7-8 часов работы). Уставали глаза, уши, болела спина. Были проблемы с «адаптацией» материалов под онлайн обучение. Когда же все массово ушли на дистанционку, многие сайты были перегружены. Из-за большого количества ошибок работать было просто невозможно».

Екатерина Невзорова, преподаватель ЯГПУ, заметила ещё один «минус» перехода в сеть: ограничения с точки зрения коммуникации.

«В случае аудиторных занятий есть возможность дискутировать, обмениваться мнениями. Студенты вовлечены в беседу. Живое общение ничем не заменить. Можно сказать, что есть альтернатива — различные сервисы для видеосвязи, но технические возможности у всех разные, это тоже вызывает трудности».

Несмотря на отрицательные стороны, «плюсы» в удалённой системе образования тоже нашлись. По словам Екатерины, стало больше индивидуальной работы со студентами.

«В аудитории всегда есть менее активные ребята, которые сложно идут на контакт. Сейчас со многими из них удалось установить взаимодействие. В письменном формате они, к примеру, не стесняются задавать интересующие вопросы по заданиям, просят что-то разъяснить».

Сейчас студенты заканчивают семестр и сдают сессию - по-прежнему в формате онлайн. Приемная кампания ярославских вузов также будет работать в дистанционном режиме. Подробнее об этом: 

Материал подготовила Евгения Агапова