Разбор полётов. В Ярославле идёт суд по делу «Локомотива»

Трагедия под Ярославлем произошла 7 сентября 2011 года. © / Вера Мартынова / АиФ

Ближайшее заседание суда по делу о гибели в авиакатастрофе хоккейной команды «Локомотив» пройдёт в Ярославле 22 декабря. На скамье подсудимых только один человек - бывший заместитель гендиректора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев. На первом заседании свою вину он не признал.

   
   

Официальной причиной переноса заседания стало то, что члены семей погибших в авиакатастрофе иностранных хоккеистов не были уведомлены о начале процесса.

По версии следствия, Вадим Тимофеев разрешил экипажу полёты незаконно, поскольку было известно о том, что лётчики не прошли обучения правилам эксплуатации самолёта Як-42. Однако этот вывод он не признал, заявив о том, что «не позволит сделать из себя стрелочника».

По мнению представителя ХК «Локомотив» Александра Захарьина, если процесс будет непрерывным, он продлится больше двух месяцев, но может и полгода.

Авиакатастрофа в ярославском аэропорту «Туношна» случилась 7 сентября 2011 года, в первый день проведения Мирового политического форума. Погибли хоккеисты «Локомотива», отправлявшиеся в Минск на матч с «Динамо», и все члены экипажа, кроме бортинженера Александра Сизова. Следственные действия идут уже более трёх лет, накопилось много версий и оценок, подчас эмоциональных. Все они пока не выстраиваются в целостную картину. Родственник погибшего хоккеиста Ивана Ткаченко даже утверждал, что «было что-то такое, чего мы знать не должны». Аналогичные слова произнёс на суде 3 декабря и Вадим Тимофеев: их суть в том, что восстановить картину происшедшего на борту невозможно.

Хронология событий после трагедии такова. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) отметил, что исследования не выявили нарушений в работе тормозной системы Як-42. И к ноябрю 2011 года было достоверно известно, что качество топлива, которым заправили самолёт, соответствовало требованиям ГОСТ, а лётчики, управлявшие лайнером, были трезвы.

Однако в том же месяце МАК назвал основной причиной трагедии ошибку экипажа: из-за неправильного положения ног на педалях при взлёте осуществлялось торможение, что привело к завалу самолёта в воздухе. Немногим раньше, в октябре 2011 года, Александр Сизов дал первое после падения самолёта интервью «Первому каналу». «Перед вылетом самолёт был в идеальном состоянии, подготовка осуществлялась в обычном режиме, - рассказал он. - Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем. Немного времени прошло, и я понял, что идём по грунту. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолёт, и сейчас разобьёмся», - вспоминал Александр Сизов.

   
   

Затем МАК назвал одним из факторов, приведших к катастрофе, полное отсутствие системы безопасности полётов и организации лётной работы в компании «Як Сервис». Как видим, эта версия, озвученная три года назад председателем технической комиссии МАК Алексеем Морозовым, стала доминирующей и привела через три года к суду над Вадимом Тимофеевым.

Отметим, что в феврале 2012 года родственники погибших пилотов посчитали, что «расследование МАК проводилось в нарушение стандартов и рекомендуемой практики конвенции о международной гражданской авиации». Однако Замоскворецкий суд Москвы отказался принять иск на том основании, что действия МАК как международной организации неподсудны российскому суду.

Смотрите также: