Как известно, Ярославская область давно считается вымирающей - исчезают с лица земли её деревни, гибнут сёла. Одна из причин этого запустения - катастрофическая разница в уровне жизни города и села.
Но, оказывается, есть территории, где люди добились для себя определённых благ цивилизации, и теперь народу здесь только прибавляется. Таким стало село Устье Ярославского района Ярославской области, жители которого благодарны за всё - но не столько властям, сколько своему старосте Вячеславу Штатнову. Мы решили расспросить об этом самого Вячеслава Михайловича.
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Вячеслав Михайлович, когда вы стали старостой, какие проблемы были у села?
Вячеслав Штатнов: Меня выбрали на сходе в 2012 году. Наше село тогда насчитывало 360 дворов, а сейчас, кстати, - 500. Первая проблема - дорога. Обыкновенная, покрытая гравием, не для перевоза больших грузов. Но люди возят бревна, бетон, 40-тонные МАЗы, КамАЗы разрушают её, одни ямы да ухабы, и ситуация с каждым годом усугубляется. При этом дорогами никто не занимается, говорят - «нет денег».
Ещё проблемы - улицы плохо освещались, не вывозился годами мусор, пришёл в негодное состояние мост через реку Ирень.
Но всё это «мелочи» по сравнению с глобальным вопросом - газификацией. Я начал с того, что написал письмо главе Ярославского района. Предыдущий глава на наши жалобы твердил одно: создавайте газовый кооператив и занимайтесь этим сами! Но ведь это так хлопотно и дорого.
Новая глава Ярославского района нас, жителей, не приняла, хотя мы за неё голосовали. Направила к заму, но тот ничего конкретного не сказал. Тогда я написал в областную прокуратуру - эта организация единственная, кто нам помогает и откликается на наши нужды. Прокуратура провела проверку - оказывается, средства в бюджеты на это были отпущены, но «Где деньги, Зин?».
После этого всё завертелось, деньги нашлись, в 2013-м провели проектирование, в конце года начали монтаж, в 2014-м подвели газовую трубу к нашему селу, а расстояние там большое - свыше 10 километров.
Сегодня жители Центральной улицы уже пользуются газом и горячей водой, и они, особенно пенсионеры, просто счастливы! Некоторым бабушкам, правда, пришлось потратить свои «гробовые»: ведь подвести газ к дому надо было за свой счёт. Сейчас мне все говорят спасибо. Почему мне? Потому что администрация в этом направлении почти не работала. Но мне благодарности не надо, я делаю это, чтобы людям в селе жилось комфортно. У нас село старинное - ему 240 лет, и большинство жителей - 60-80 лет. Им дрова заготавливать и печки топить тяжело. А сейчас они живут как в городских условиях.
Центральную улицу почти всю газифицировали, вторым этапом идёт улица Новая, дальше Лесная и Набережная. Процесс запущен, его уже не остановить!
- Чего ещё удалось добиться в направлении улучшения жизни в селе?
- Решили проблему с вывозом мусора. Перед магазином он складировался годами - образовалась настоящая гора. Всё опять упиралось в «нет денег». Мы написали письмо в прокуратуру и Роспотребнадзор. Приехал представитель прокуратуры - ахнул: всё гниет, мухи, ужасный запах. А рядом река - санитарная зона 30 метров.
Как только вышло предписание прокуратуры, сразу нашлись средства. Сейчас у нас установили два мусорных бака с герметичными крышками. Машина приезжает - и всё быстро вывозит. Чистота, порядок! Правда, жители оплачивают по счёту 44 рубля с каждого в месяц.
Мост через Ирень стало подмывать, в половодье чуть не снесло, а это единственный въезд в село, по которому могут проехать грузовые машины - и пожарные, и «скорая». Чего ждать, когда жареный петух клюнет?!
Я написал в дорожное управление и пригласил инспекцию. Мне всё зафиксировали, записали и сказали, что попробуют включить ремонт моста в программу капитального ремонта. И сделали, полностью привели его в порядок.
- Как у вас обстоят дела с питьевой водой?
- Нам требуется срочный ремонт колодцев, особенно у магазина. Вода там есть, но когда паводок, вся грязь стекает под колодец, в питьевую воду, представляете?! Это же грозит всякими болезнями - желтухой, дизентерией… Пишу в администрацию сельского поселения третий год. Результат - ноль. Ну не находят денег! А затраты-то небольшие. Всё откладывается как всегда, до вспышки каких-нибудь инфекций.
Другой острый вопрос - обмелели пожарные пруды, которые служат для забора воды пожарными машинами и тушения домов. Сейчас Волга отступила на 100 с лишним метров. Снега нет, дождей нет, воды нет, такая вот экологическая катастрофа.
Мы обращались в администрацию. Пруды надо почистить, берега привести в порядок, и водоёмы сами собой наполнятся. Никто этим не хочет заниматься! У нас, когда случаются пожары, тушат только соседние дома, а тот, что горит, уже не тушат - дефицит воды! Но на это ведь деньги отпускаются!
- Почему все эти расходы районные власти не включают в местный бюджет?
- Все наши требования направлены мною в администрацию Кузнечихи с просьбой рассмотреть и включить в бюджет на 2015 год. Я это делал и в 2012 году, и в 2013-м, 2014-й заканчивается, а воз и ныне там. Нет финансирования! Ну не могу же я опять идти в прокуратуру!
Когда формируется бюджет сельского поселения, надо приглашать старост на обсуждение и выбирать самые необходимые мероприятия для жителей села. Я написал много бумаг - половина туда не доходит. И повторяется из года в год одно и то же.
- А депутаты тоже остаются в стороне?
- Фраза «Создать комфортные условия жизни для селян» остаётся лозунгом предвыборных кампаний. Все депутаты, когда им надо, чтобы за них проголосовали, кричат, что будут создавать для селян все условия. Как только выбираются - всё, нас никто ни во что уже не ставит.
Нужно, чтобы в селе обязательно была хорошая дорога, отвечающий требованиям санэпидстанции питьевой колодец, отремонтированные магазин и фельдшерский пункт и т. д.
Бумаги сверху идут, из правительства России, до администрации сельского поселения доходят, а дальше, до села, нет. И вопросы наши не решаются.
Смотрите также:
- Дорога – беда. Жителям дальних ярославских деревень не выбраться из домов →
- Эх, дороги! Старики из рыбинской деревни отрезаны от мира →
- Старики обижаются. Но власти ничем не могут помочь →