Есть ли среди нас герои? История одного донора

Большинство из нас начинают ценить что-то только тогда, когда возникает угроза потерять дорогое. Все мы живём в страхе перед большим миром за нашими окнами. Каждый день кто-то оказывается в беде.

   
   

Бесконечный поток дней поглотили аварии, катастрофы, смертельные заболевания, убийства, теракты. Мы хотим чувствовать себя в безопасности, и благодарны за то, что существуют работники скорой помощи, врачи, полицейские, служба МЧС и пожарная бригада. Однако среди нас живут герои, которых мы не видим. Они не носят форму. Они не предают значения своему героизму. Этими людьми могут быть учителя, инженеры, студенты, дворники. Их всех объединяет одна цель. «Я - донор», - девиз этих героев. Фраза, которая спасла не один миллион жизней.

В начале было слово и слово было «Донор»

Впервые это слово я услышала в возрасте пятнадцати лет из одного стихотворения современного поэта. В нём была строчка «Я, кстати, заботливый сын и почётный донор». Тогда мне стало интересно что это такое. В поисках, я наткнулась на сайт yadonor.ru и изучила его.

С тех пор у меня появилась мечта. Мечта стать донором, когда исполнится восемнадцать. До этого ещё было три года, а в моём городе не развито донорство, поэтому я забыла о своей мечте. Спокойно жила, сдавала ЕГЭ и вступительные в ВУЗ, в котором всё и началось.

Старт

Придя на первый курс университета первого сентября все принимали участие в мероприятии «вертушка». Нам рассказывали о разных студенческих движениях, одним из которых было «Донор - звучит гордо». Ребята с этого направления пригласили поучаствовать в акции «День донора» в конце октября. Они рассказали о некоторых противопоказаниях и дали простые рекомендации. «Я буду донором, мама» - я звонила домой. Но мама меня не поняла. Она сказала, что это опасно и вредно. Я всё равно решила никого не слушать и пойти сдавать кровь, не зная для кого и для чего. Просто шла сдавать кровь.

День донора

Наступило 27 октября. Мы пришли в здание другого факультета нашего Вуза, заполнили документы, прошли осмотр терапевта, выпили сладкий чай с печеньем и отправились в спортивный зал для донации. Был большой поток людей, много медицинских кресел, несколько врачей и волонтёров. Я расположилась на одном из мест, мне нащупали вену, воткнули в неё толстую иглу и через четыре трубочки 350 мл моей крови полились в герметичный пакет. После этого мне выдали справку, 508 рублей и талон на обед в студенческом кафе. Через год всё повторилось. Тот же самый октябрь, тот же самый спортивный зал. Мне выдали книжку донора. И я думала, что опять забуду на год, до третьего курса.

   
   

Переломный момент

В феврале этого года многое изменилось. В социальной сети «В Контакте» я наткнулась на группу «База добровольцев». И там увидела запись: «Срочно нужны тромбоциты такой-то группы для моего ребёнка. У него лейкемия. Он умирает». Запись была свежей, буквально выложена три минуты назад. Я написала автору поста: «Добрый день, я могу помочь».

С этого всё и началось. Девушка по имени Мария ответила мне: «Приезжайте по адресу на Тутаевское шоссе 95 В в понедельник». Я приехала туда. У входа меня ждала эта самая девушка. Добираться не близко. Нужно было проснуться в шесть утра, в половину седьмого выйти из дома, сесть на маршрутное такси, выйти через десять остановок, а потом сесть на трамвай и ещё ехать сорок минут. Но это было мелочью, по сравнению с тем, что чья-то жизнь в тот момент зависела именно от меня.

Первое впечатление от станции

Здание областного центра переливания крови выглядело, как обычная кирпичная больница, вход напоминал домик, отделанный сайдингом, на двери располагалась табличка. Мария сопровождала меня на протяжении всего пути. В раздевалке я оставила куртку, и... обувь. Мне выдали резиновые тапочки (раньше я не встречала такого в больницах). Мы поднялись на второй этаж и увидели регистратуру. Очередь была огромная, но тех, кто сдаёт тромбоциты пропускали вперёд. В окошечке сидело три доктора. Одна из них искала мою запылившуюся карточку донора, вторая нервно отвечала по телефону кому-то, а третья забрала у меня паспорт и вбивала данные в компьютер.

Затем мне выдали анкету, где я должна была ответить на вопросы о состоянии здоровья. Далее был кабинет исследований. У меня взяли 40 миллилитров крови из безымянного пальца, чтобы определить количество моих лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов, гемоглобина, гемокрита и ретикулацитов (что такое я позже прочитала в медицинском справочнике, так и не поняла, но по меркам у меня всё было в норме). Был определён мой фенотип, генотип, антитела и ещё много всего могли сказать обо мне эти 40 миллилитров. После этого кабинета меня направили к врачу-транфузиологу (терапевту по совместительству). Врач измерил давление, вес, пульс задали несколько вопросов, послушал сердце и отправил на чаепитие с карточкой и пометкой о допущении к сдаче. В кафетерии давали сладкий чай с печеньем (в другой раз почему-то коробочку сока).

«От кафетерия прямо по коридору, дверь слева и на третий этаж», - сказала приветливая буфетчица. Перед кабинетом сдачи крови было написано: «На кровоотдачу и плазма(цита)фарез ручного метода». Слова «ручного метода» обозначали, что в учреждении имелся аппарат, с помощью которого все сдачи компонентов крови проходили автоматически.Здесь же за мной ухаживало несколько заботливых врачей. Мария терпеливо ждала меня на первом этаже.
 

Как это было ?

Процедура была невыносимо долгой. Я сняла тапочки, а на носки надела бахилы, оставила документы у врачей и получила в руки пять маленьких стеклянных пробирок с наклейками и личным номером. Легла на кресло. Врачи долго не могли найти мою вену и мне пришлось терпеть вместо обычного пояска для руки резиновый жгут с зажимом на руке. Иголку во-ткнули в боковую вену. Забрали 450 мл крови. Отделили плазму от крови, потом эритроциты от плазмы. Я получила дозу физраствора, мне вернули кровь, вернули плазму. И снова забрали 450 мл крови и повторили то же самое. И так три раза. Вся процедура занимала более двух часов. Рядом лежали такие же доноры, как я. Кто-то смотрел фильмы, кто-то читал книги, кто-то слушал подкасты. Врачи бегали туда-сюда, меняли пакеты, сверяли номерки, приносили одеяла, открывали - закрывали окно, одним словом, делали всё, чтобы донору было комфортно.

Фото: АиФ/ Юлия Шелехова

Ощущение после

На руке остался небольшой шрамик, я получила денежную компенсацию 807 рублей (процент от прожиточного минимума и компенсацию за обед), запись в донорскую книжку и необыкновенно счастливые глаза Марии. Её сын завтра получит мои эритроциты, а это значит, что маленькими шажочками он пойдёт на поправку. Мы с Марией позже сидели в кафе и она показывала мне фотографию светленького, пухленького мальчика, красивого, словно ангелочек и потом другую-мальчика, превратившегося в бледную тень себя. А ребёнку даже нет десяти. День Рождение через месяц. Слезы подступали к глазам. Через две недели я снова сдала тромбоциты для малыша, потом ещё через две, перед его Днём Рождением. И в праздник он чувствовал себя уже намного лучше. Я навещала его в больнице. Я относилась к нему, как к собственному ребёнку. И сейчас знаю, что он почти поправился.

С тех пор я сдавала тромбоциты ещё для пяти людей, но ни с кем не контактировала лично, созванивалась с родственниками и просто выполняла свой долг.

Последним моим реципиентом была женщина Татьяна Николаевна. Ей 63 года. Острый лейкоз. О сдаче тромбоцитов меня попросил её сын Евгений. В какую-то секунду, я поняла, что она на два года старше моей бабушки. Я представила, что было бы если бы моей бабушке потребовалась помощь, а у меня не подходила кровь для донации. Я бы наверное перевернула весь интернет, весь город, лишь бы родной человек был жив и здоров. Каждый нуждающийся человек - чей-то родственник. И это может коснуться однажды каждого.

Что дальше?

Я стала много читать литературы по общей медицине, гематологии, штудировать сайт yador.ru, общаться с другими донорами, спрашивать мнение людей об этом и рассказывать друзьям. С марта прошло почти четыре месяца. В данный момент у меня перерыв, потому что я приболела сама, а донор должен себя отлично чувствовать. И мне очень больно на душе от того, что я не могу помочь. Я просто сижу и читаю этот поток записей: «Нужны эритроциты. Помогите». Я просто не могу помочь. Не могу, понимаете, и от этого сжимается сердце, когда ты знаешь, что человек ждёт твоей помощи, а ты бессилен. Я каждый день что-то читаю о донорстве, что-то узнаю новое, и похоже, теперь я знаю, практически всё.

 

О мифах и рекомендациях

  • Многие люди бояться донорства, думают, что это вредно, верят слепо каким-то мифам. Я хо-чу объяснить, что этого делать не стоит и доноры могут вести самую обыкновенную жизнь.
  • Донор не должен постоянно питаться правильно, не курить сигареты и не пить алкогольные напитки. Можно всё. Нужно просто знать границы. После принятия алкоголя должно пройти 48 часов, накануне нельзя есть жирное, жареное, сильно солёное. Желательно сделать легкий перекус сладкими фруктами. Курить вообще никто не запрещал. Однако для безопасности донора, после сдачи ему нельзя брать сигареты в течении двух часов до и двух часов после, чтобы не чувствовать слабость
  • Ходит мнение о том, что женщин часто отводят с донаций. Да, так бывает. Если женщина заранее не прочитала памятку донора: один год с момента родов, три месяца после лактации и пять дней после менструации. Запомнить не так уж словно.
  • Люди считают, что донор не должен быть с татуировками и пирсингом.Читаем и запоминаем: один год ровно должен пройти с момента красочных изменений в вашем теле.

Про наличие других факторов отвода можете пройти это небольшой тест:

 

Люди думают,что доноры-это способ заработка. Смета на сегодняшний день имеет вот такие показатели:

На донорстве нельзя зарабатывать. Деньги, которые получает донор это компенсация за пропущенный день и за обед, а не за сданную кровь и её компоненты. Донорство безвозмездное. Даже само слово донор происходит от латинского donare - «дарить». Несколько часов твоего личного времени спасают чью-то жизнь и, я думаю, здесь неуместно говорить о деньгах.

Люди с самой распространённой группой крови считают, что они не нужны в базе, что и так предостаточно биоматериала. На самом деле они не правы. Потому что если группа крови распространена среди здоровых, значит она так же востребована среди нуждающихся. Не нужно ждать, пока наступит экстренная ситуация. Есть случаи, где счёт идёт на секунды и не будет времени сдать кровь. Зато она будет со специальном банке, ждать своего реципиента. К тому же существует донорский светофор, где можно узнать какой группы и с каким резусом сейчас чрезвычайно мало, а какой предостаточно.

 

Какая польза донору?

Донор намного здоровее обычного человека. Почему?

1. Бесплатный медицинский осмотр. Донор должен иметь крепкое здоровье, и государство заботится об этом.

2.Происходит активизация клеток костного мозга.

3. Стимулируется иммунитет.

4.Повышается устойчивость к кровопотере.

5.Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

6.Очищение организма.

К тому же, если человек сдаст кровь более 40 раз, или компоненты крови более 60-ти раз, то ему присудят нагрудный знак «Почётный донор», ежегодные выплаты, скидки на транспорт и лечение в санаториях.

Но истинные доноры не задумываются о пользе, они просто делают благо для других людей. Они спасают жизни. Они герои без масок.