Фуникулер своими руками. Ярославский умелец смастерил канатную дорогу

Денис Карулин / АиФ

С 1970-х годов в СНТ Дружба рядом с поселком Красные Ткачи существует самодельная канатная дорога. Ее построил неравнодушный местный житель, инженер по профессии Владимир Гусев.

   
   

Об этой единственной канатной дороге в Ярославской области знают немногие. Неудивительно, ведь она расположена довольно далеко от каких-либо важных объектов и пользуются ей не очень часто. Фуникулёр доставляет пассажиров прямо в лес на противоположном берегу Которосли. Поэтому и большинство пассажиров, которых переправляет Владимир Анатольевич, это грибники и туристы. Помимо прочего, появлением воздушного моста поселок обязан в том числе жене мастера, увлеченному грибнику, которая уставала каждый раз ходить до леса в обход по ближайшему мосту.

Забава для детей, помощь — взрослым

У переправы в этом месте реки очень долгая и насыщенная история. Все начиналось с того, что Владимир Гусев захотел сделать развлечение местным детям и смастерил канатную дорогу через Которосль. 

«Соорудили мы с друзьями деревянную башенку, перекинули с нее на другой берег трос, блок специальный приделали», — вспоминает умелец события пятидесятилетней давности. 

Но пользовались такой несложной переправой не только дети, за секунды ради забавы перелетая не очень широкую в этом месте реку, ее оценили и взрослые, поэтому у создателя появилась мысль улучшить свое творение. Чуть позже к канату была приделана тележка для двоих человек, а уже в 70-х инженер механизировал переправу. Теперь вместимость кабинки — 4 человека. Как он сам признается, ему в свое время стало обидно за родной край, что в век технического прогресса во всей области до него так и не было сделано ничего подобного.

Параллельно существовала и лодочная переправа, поскольку многие жители регулярно ездили поездом от платформы на другом берегу и канатной дороги не хватало. Сейчас такой путь выбирают только в крайнем случае, если нужно срочно попасть на платформу, срезав путь через лес. 

«Когда еще были лодки, сторож перевозил всех за 5 копеек. Наше товарищество только начинало развиваться, все добирались на работу на электричке. А теперь все на машинах, поэтому и моего фуникулёра хватает с лихвой», — рассказывает Владимир Гусев.

   
   

50 лет без поломок

Несмотря на то, что воздушному мосту около полувека, работает он исправно. Технический осмотр и ремонт инженер проводит каждую весну, в половодье. В это время года вода поднимается так, что захлестывает кабинку и движение все равно становится невозможным. Зато такое время по душе собаке инженера; она заплывает в наполовину погруженную в воду кабинку и может долго там сидеть. 

Интересно, что в советское время фуникулер работал на средства администрации небольшого поселения, но потом это прекратилось. 

«Как у нас сменилось правление, мне сразу сказали, что теперь этот фуникулёр будет полностью моей заботой. Его «отрубили» от общего энергоснабжения, и мне пришлось подключать его к дому. Скоро я понял, что это будет очень затратно».

С тех пор, как деятельный инженер начал питать механизм электричеством от собственного дома, он ввёл плату за проезд. К слову, она почти равна обычной цене за перевозку в ярославском общественном транспорте — 25 рублей.

Уникальна же канатная дорога не только тем, что она до сих пор единственная в области. Она еще одна из старейших на территории всего бывшего СССР. В 1963 в Кабардино-Балкарской Республике на горе Чегет в рамках горнолыжного комплекса заработала первая в Советском Союзе канатная дорога, а уже через несколько лет под Красными Ткачами начал перевозить людей Владимир Анатольевич.

Материал подготовил Денис Карулин