В стране идут последние подготовительные мероприятия к великому празднику - 70-летию Победы в войне 1941-1945 гг. В глубинке тоже готовятся отметить эту дату.
В селе Великом Гаврилов-Ямского района погибших в той страшной войне - более 500 человек. Около десятка фамилий в этом списке появилось благодаря усилиям руководителя Центра детского керамического творчества Татьяны Басовой, которая в течение многих лет вела поисковую работу по сохранению памяти о героях-земляках.
В живых - только один
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Татьяна Анатольевна, почему вы решили заняться поисковой работой?
А в 2000 году был юбилей Победы, и, видя, сколько у людей сохранилось вещей, фотографий и документов, связанных именно с этой датой, я поняла, что нужно собрать ещё и экспозицию, посвящённую войне. Мне удалось полностью воссоздать комнату, в которой жили великосёлы на момент войны и в первые годы после неё, с радиотарелкой, первой чернильницей, старинной мебелью, фигурками, игрушками…
Когда я всё это собрала, то поняла, что нет в экспозиции главного - списков погибших. Пошла в сельсовет - сказали, что таких списков нет. Зато есть областная Книга памяти. Из неё я выбрала все фамилии, рядом с которыми значилось «село Великое», соседние деревни не брала, хотя теперь жалею об этом. Когда всё было готово, вдруг обнаружилось, что в нашей библиотеке всё-таки хранится старая тетрадка из сельсовета со списками погибших. Я стала сверять и нашла несколько фамилий, которых не было в Книге памяти. Их оказалось больше 10.
- И куда занесли новые имена героев?
- Список с занесёнными туда новыми фамилиями был вывешен в музее, а впоследствии перенесён на мраморные плиты у памятника павшим воинам - великосёлам , что стоит на центральной площади села. Когда я всю эту работу только начинала, у нас было более 70 ветеранов. Потом потихоньку они «уходили» по 5-7 человек в год, вспоминать об этом очень больно, ведь я знала лично каждого. Сегодня в Великом живёт только один - Михаил Дмитриевич Тельнов. И две женщины-ветераны в Ярославле.
Кстати, памятнику солдату в этом году исполнилось 50 лет, и за последние годы наш глава Георгий Шемет, в отличие от своих предшественников, трижды находил деньги на его реконструкцию. К 70-летию Победы сделали новый постамент, привели памятник в божеский вид.
«Пусть он вас охраняет»
- После этого вы продолжили свою работу по поиску информации о погибших фронтовиках?
- Да, сейчас я работаю в Центре детского керамического творчества и понимаю, что детям нужно и важно знать о героях-земляках. Поэтому собрала здесь выставку, посвящённую нашей Победе, - фотографии, документы, письма, даже коллекцию поздравительных открыток к 9 Мая.
Самый интересный, пожалуй, стенд посвящён Михаилу Гарусову. Жалко, что у нас слабо ведётся поисковая работа. Дети даже не различают, что есть ветераны войны, а есть погибшие на той войне. Например, мой отец пришёл с фронта, поэтому родилась я, дети, внуки, правнук. А у тех, кто не вернулся, никто никогда не родится! И о них так мало говорят и практически ничего не знают. Только одна строчка в Книге памяти - и всё.
Когда я начала подбирать экспонаты к выставке, семья Лёминых мне показала фотографию Миши Гарусова: он был танкистом и погиб. Я взглянула и ахнула: совсем ещё мальчишка!
Стала узнавать подробности о его жизни, постепенно нашла его письма, несколько фотографий, старые газетные публикации. На дверях его дома до сих пор сохранился рисунок Миши, 72 года его не закрашивают. Уходя на фронт, парень нарисовал солдата и сказал: «Пока я на войне, пусть он вас охраняет».
В 1943 году Мишу направили учиться в танкистскую школу в Горький, а потом на фронт. Вот выдержка из одного из последних его писем домой: «Дорогие родители, примите от меня сердечный красноармейский привет. Сам я жив и здоров. Посылаю вам сто рублей для Герика и письмо с картинками. Привет вам от командира и механика. Хотя мы и на фронте, но не унываем. Танкисты - народ весёлый, ведь судьбы не миновать, так зачем же горевать».
Знаете, я была потрясена: Миша погиб 24 апреля 1945 года, перед самым концом войны! Парню было всего 19 лет.
Броню Мишиного танка покинула пятёрка автоматчиков - группа прикрытия машины от истребителей танков. Один из немецких солдат прицельным выстрелом подбил «тридцатьчетвёрку» фаустпатроном. Машина с боевым расчётом вспыхнула костром. Это был последний выстрел немецкого диверсанта, так как Иван Костерин из группы прикрытия, обнаружив врага, короткой автоматной очередью прервал его жизнь.
Перевернув ногой труп, Иван тогда подумал: «Боже… совсем мальчишку пришил». Глядя на горевшую «тридцатьчетвёрку», сказал: «За Мишу, за ребят». Именно от Ивана Костерина родные узнали, как погиб Михаил.
Захоронен Миша в Германии, на Советском мемориальном военном кладбище на окраине города Брандербург.
- Имя Михаила Гарусова попало в Книгу памяти?
- Не сразу, ведь нужны были подтверждающие документы. Когда нашли письмо с фронта к родителям, то на его основании и включили Михаила в Книгу памяти.
«Часть моей жизни»
- Сколько всего людей погибло на фронтах из вашего села?
- 548 человек. Для села это огромная цифра! Целыми семьями гибли! К примеру, только Моругиных не вернулось с фронта 16 человек. Каждый третий из списка великосёлов пропал без вести, это происходило в основном в 1941 году, никто не знает, где их могилы.
А всего из Гаврилов-Ямского района Ярославской области погибло 7454 человека, из них пропало без вести 3839.
70 лет Победы - это такая великая дата, будто целая прожитая человеческая жизнь. И я считаю, что каждый должен внести какую-то лепту в её празднование. Я могла не собирать эту выставку или экспозицию, меня никто об этом не просил. Но я посчитала, что так должно быть. Это часть моей жизни. И ребятам надо обязательно обо всём рассказывать, нельзя к такому празднику подходить формально, проводить только официальные мероприятия. Ведь то, что касается лично каждого, быстрей доходит до детских душ.
На следующий год в нашем центре мы задумали провести такую акцию: чтобы каждый ребёнок на глиняной плашке, которую он сделает сам, нарисовал рисунок, фамилию, имя и годы жизни своего родственника, бывшего на войне. Плашки обожжём, сделаем антивандальными и соберём в большой мемориал. Это будет ещё один памятник воинам в селе, сделанный теперь уже руками правнуков.
Смотрите также:
- Участник войны Николай Бритвин: «Труженикам тыла сейчас приходится тяжелее, чем ветеранам» →
- Охотники за караванами. Врач Михаил Емельянов - о «своей» афганской войне →
- «Вернуть с полей сражений» →