Холодное лето семнадцатого года добавило хлопот не только привередливым дачникам и дорожникам. Есть и куда более сёрьезная «оборотная сторона» погодных капризов - перспективы будущего урожая. В региональном парламенте даже родилось предложение о введении на территории Ярославской области режима ЧС - чрезвычайной ситуации.
Прогноз: большие убытки
Идея ввести режим ЧС была озвучена на последнем заседании комитета Ярославской областной думы по аграрной политике, экологии и природопользованию. Её обоснование лежит на поверхности: «Погода сильно бьёт по аграриям, а значит, сельхозпредприятия могут остаться без кормов, в дальнейшем и без хлеба».
Нужно пояснить, что согласно федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС - это обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери. Объявление режима ЧС - основание незамедлительно, без конкурсных процедур, направить средства резервных фондов бюджетов на ликвидацию последствий бедствий. Такой порядок предусматривает статья 81 Бюджетного кодекса РФ.
В июне температура в регионе опускалась ночью до минусовых значений, дневная была на 6-8 градусов ниже, чем в прошлом году. Количество и частота осадков превысили даже традиционно пессимистические прогнозы МЧС. Генеральный директор агрофирмы «Пахма» депутат облдумы Сергей Иванов обрисовал ситуацию в хозяйстве так: «На три недели замедлился рост зерновых, картофеля и особенно кукурузы. Силосную массу не удаётся из-за дождей просушить до нужной кондиции. Если в прошлом году на это время было заготовлено порядка 70% кормов, то в нынешнем - 10%. Такая ситуация во всех районах области, и нужно готовиться к большим убыткам и значительному падению урожаев в сравнении с прошлым годом. Так что цены на овощи осенью будут, мягко говоря, неслабые».
Глава фермерского хозяйства «Глазково» Любимского района Вениамин Ковалёв даёт сходную оценку: «Год назад мы уже вовсю заготавливали сено, а нынче об этом можно только мечтать. Да и картофель почти не растёт. Удастся запасти корма - хорошо, нет - придётся резать скотину».
В зоне риска - только трое?
Примеры введения режима ЧС в регионе есть. Скажем, в марте 2016 года он был объявлен в Тутаевском районе во время паводка из-за разлива кислогудронных прудов НПЗ им. Менделеева. Были экстренно профинансированы из областного бюджета работы по биологической очистке сточных вод. Но вот практики компенсационных выплат предприятиям из-за ЧС пока нет.
Сергей Иванов напомнил, что в 2010 году федеральный центр выделял компенсации нескольким регионам, пострадавшим от сильнейшей засухи, но «сейчас ситуация противоположная: поля залиты водой». Будет ли введён режим ЧС, он прогнозировать не стал. Вениамин Ковалёв и вовсе считает, что «надеяться можно только на улучшение погоды, а не на что-то другое».
Впереди два летних месяца, погода и впрямь может наладиться, и потому компромиссное решение депутатов было ожидаемым. Никто не спорил с автором идеи «ЧС на всей территории области» депутатом облдумы Александром Воробьёвым, утверждавшим, что «нужен постоянный мониторинг и готовность к оперативным действиям власти».
Председатель комитета по аграрной политике, экологии и природопользованию Алексей Окладников сообщил, что районы пока справляются с возникшими проблемами и режим ЧС целесообразно ввести лишь в трёх районах области: Даниловском, Тутаевском и Большесельском. Начата подготовка необходимых документов. Говоря о механизме компенсации, предусмотренном законом, депутат пояснил, что «нужно будет доказать, что невысокий урожай - это результат погодных условий, а не безалаберности руководителей сельхозпредприятий». А такая причинно-следственная связь, очевидная всем здравомыслящим людям, вполне может быть «опровергнута» искушёнными в аппаратных играх чиновниками, ведающими распределением бюджетных компенсаций.
Смотрите также:
- Ярославская область может потерять от недобора урожая 600 миллионов рублей →
- Депутаты обсудили меры по ликвидации последствий засушливого лета →
- Транспорт есть. Оборудования - нет →