Европротокол – это упрощенное, без вызова сотрудников ГИБДД, оформление ДТП. Для этого обе стороны должны лишь заполнить Извещение о ДТП, которое выдается в страховой компании при оформлении полиса ОСАГО.
Однако есть ряд условий, которые обязательно нужно учитывать.
Во-первых, видимый ущерб, нанесенный в ходе ДТП, не должен превышать 50 тыс.руб. Восемьдесят процентов всех аварий, ежедневно происходящих в России, как раз относятся к таковым. Приблизительно оценить размер ущерба под силу даже неспециалисту. Если незначительно повреждены 1 – 2 детали, то можно уложиться в этот лимит. Не стоит оформлять аварию по Европротоколу, если автомобиль – дорогой (то есть стоимость его превышает 1 млн.руб.). В целом в России таких автомобилей немного – средняя цена авто в России сегодня составляет порядка 800 тыс.руб.
Во-вторых, Европротокол можно оформить в том случае, если не был нанесен вред жизни-здоровью, а также не пострадало муниципальное имущество и третий автомобиль.
В-третьих, стороны должны быть единодушны в вопросе, по чьей вине произошло ДТП. Здесь обычно не бывает споров: стандартная авария - это когда кто-то кого-то «догнал» - авария в потоке, несоблюдение дистанции. Тут очевидно, кто прав, а кто нет. Если такие разногласия все же есть, нужно вызывать сотрудников полиции.
И, конечно, у обоих водителей должен быть действующий полис ОСАГО.
Если все эти условия были соблюдены, можно смело приступать к заполнению Извещения о ДТП. Лучше пользоваться шариковой ручкой. Извещение заполняют оба водителя, каждый свою колонку; а вот оборотную сторону заполняет каждый участник аварии самостоятельно.
Вообще Извещение о ДТП довольно несложный документ – в этом можно убедиться, если заранее его изучить. Нужно просто быть внимательным. В частности, при заполнении пункта № 16 бланка Извещения «Обстоятельства ДТП». Нередко автомобилисты либо проставляют здесь галочки так, что возникает противоречивая информация, либо не указывают число отмеченных клеток (последняя позиция пункта 16). Иногда возникают проблемы и по пункту № 17, «Схема ДТП»: здесь некоторые водители нередко либо вообще не приводят схему ДТП, либо изображают лишь два автомобиля, упуская схематичное изображение окружающей местности, расположение относительно места аварии дорожных знаков, линий дорожной разметки, зданий, конструкций и так далее. А эти данные важны для составления страховыми компаниями полной картины произошедшего ДТП.
Не менее важно и наличие двух пар подписей обоих водителей в п. 15 и п.18 Извещения о ДТП, что подтверждает отсутствие разногласий относительно причин и обстоятельств ДТП. Оба водителя ставят две пары подписей на лицевой стороне Извещения (одну – под информацией, вторую – под «согласованием»). Оборотная сторона заверяется подписьюводителя, которому принадлежит этот экземпляр.
Не лишним, кстати, будет сделать и фотографии места ДТП, а именно: общий план места происшествия, следы торможения, обломки деталей, оба авто со всех сторон и их номера, повреждения и пр.
Когда оба экземпляра заполнены с лицевой стороны, их нужно разъединить. Правки после этого вносить можно, только их нужно обязательно заверить подписями обоих водителей.
Затем в пятидневный срок нужно передать свой экземпляр Извещения в свою (!) страховую компанию (посетив офис лично либо почтой с уведомлением о вручении). Также необходимо помнить, что нельзя ремонтировать автомобиль в течение 15 дней после даты ДТП, так как в этот срок страховая компания вправе требовать от вас его представление на осмотр.
Если автомобиль одного или обоих водителей зарегистрирован не в РФ, то «Европротоколом» можно воспользоваться в случае, если гражданская ответственность водителя(-ей) застрахована по системе «Зеленая карта».
Иными словами, заполнение Извещения о ДТП – не сложнее, чем, скажем, заполнение анкеты на приеме у врача или при поступлении на службу. И это уж точно гораздо проще – и для самого человека, и для других водителей, - чем часами ждать сотрудников ГИБДД и создавать многокилометровые пробки.
Смотрите также:
- Движение без опасности. О чём стоит знать автолюбителям и пешеходам (04.04.2012) →
- Защитить личные данные очень непросто →
- ОСАГО: что нового? →