Репетитор об особенностях профессии: «Учить язык — самое полезное хобби»

Профессия репетитор в нашем представлении неразрывно связана со школьниками, «подтягиванием знаний», подготовкой к ЕГЭ. В сложившихся экономических условиях, когда зарплата учителя не соотносится с высоким уровнем жизни, педагоги выполняют функцию «два в одном»: обучение детей в классе и за его пределами. 

   
   

Наша героиня — Екатерина Гешелина — никогда не работала в школе, за исключением университетской практики. Она специализируется на обучении взрослых людей, у которых сформирован запрос на владение английским языком. Сейчас Екатерина ведет занятия в онлайн-формате из своего домашнего кабинета. 

Она начала подрабатывать репетитором еще с университета: это нормальная практика, когда ты учишься на факультете иностранных языков. Преподаватель несколько раз хотела сменить работу — устроилась в офис и работала менеджером по продажам на протяжении полугода, проходила обучение на мастера по бровям и делала бьюти-процедуры в торговом центре. Тем не менее девушка вернулась к репетиторству, занятия с людьми — ее единственный способ заработка. И ни что так не заряжает и не дает отдачу как обучение. 

О первом опыте 

Первый опыт получился не особо продуктивным. Когда ты студент, ты не особо понимаешь, как учить, несмотря на уровень владения языком. Ты пытаешься изобрести пятое колесо, и это не всегда работает. Через месяц занятий мне сказали, что у ребенка с тройки оценка вышла на четверку, но это показалось родителям недостаточным. На тот момент я еще не понимала, что люди — разные, и некоторые ожидают от репетитора какую-то волшебную таблетку. В итоге семья отказалась от услуг. Тогда я подумала, что меня деньги не любят, отец всегда говорил: «Не работай, еще успеешь наработаться». Но желание иметь собственные деньги, распоряжаться ими и обрести какую-то самостоятельность меня не покидала. 

Новый ученик жил во Фрунзенском районе, а я — в Дзержинском. Мальчик занимался хоккеем и учился во вторую смену, поэтому мы занимались вечером. Тогда урок стоил у меня, как у других студентов, 350 рублей, а из одного конца города в другой приходилось добираться около часа. Но семья очень поддерживала меня в профессиональном плане. Я могла нормально учиться на очном отделении, выстраивать свой график, менять время занятий. 

В какой-то момент я хотела поступить в магистратуру в ВШЭ (и поступила, но не поехала учиться), и это дало много мотивации для обучения и работы одновременно. С детьми школьного возраста я занималась вплоть до пятого курса. К тому моменту удалось получить базовый уровень работы преподавателем, поскольку занятия по методике преподавания и реальная жизнь могут сильно отличаться. То есть можно было пойти работать в школу и не испытывать каких-либо проблем. Но школа — это ограничение в финансовом росте, постоянное заполнение бумаг, в образовательной сфере токсичная среда — не редкость. 

На последнем курсе университета я устроилась в офис, но долго там не продержалась. Было не совсем понятно, что делать с карьерой. Случилось обучение и на мастера по бровям: в какой-то момент мне показалось, что в небольшом городе можно заработать только на бьюти-процедурах. 

   
   

Настало время решать вопрос с переездом в Москву. На тот момент я уже познакомилась со своим будущим мужем. Но решение принимала больше на рациональном уровне: еще два года мне пришлось бы жить на средства родителей, выстраивать свою жизнь в столице и не получать практический опыт преподавания. После увольнения из офиса полученные деньги я потратила на аренду кабинета в центре города и начала проводить уроки со взрослыми. До пандемии COVID-19 люди неохотно шли на удаленный формат, и занятия нужно было вести очно. Сейчас ситуация изменилась коренным образом. Люди поняли, что можно не тратить время на сборы и дорогу, не использовать вечные распечатки, но при этом получать хороший уровень знаний и быть вовлеченным в предмет.

О работе из дома 

Сейчас я пришла к идеальному формату работы: у нас дома есть отдельный кабинет, ты садишься за компьютер в тишине и занимаешься с учеником. Конечно, есть люди, которым не нужно регулярно созваниваться, поэтому они могут все время отодвигать начало рабочего дня. Если ты репетитор, то ты находишься в постоянном тонусе. Не встал на работу — не получил деньги. 

При этом у меня открытое расписание: люди могут записываться самостоятельно. В целом, если вы работаете репетитором, то можете регулировать свой рабочий день. Я знаю специалистов, которые выбирают работать только в утренние и дневные часы, есть те, кому комфортнее заниматься вечером. Мой обычный рабочий день начинается в 9 утра, как и у людей в офисе. Уроки продолжаются до 19-20 часов. Иногда перерывы есть, иногда их нет. В зависимости от самочувствия я могу убрать занятия. Если хочу сходить на спорт, то заполняю графы в расписании сама. 

Конечно, для работы из дома человек должен быть организованным. Кроме того, ты должен оставаться активным: вести блог, снимать видео. Тебе надо постоянно обучаться, изучать методику, проверять домашние задания, составлять уроки, понимать, что происходит в сфере, искать новых учеников. На это тратится большое количество сил и времени. Ты работаешь постоянно. 

 

В таких условиях выгорания нельзя избежать. Особенно, если ты — преподаватель и постоянно общаешься с людьми. Вспомните, как родителям тяжело даже один час просидеть с ребенком, чтобы объяснить ему домашнюю работу. Есть начальная фаза выгорания и финальная.

В начальной фазе ты встаешь с кровати, один день похож на другой, ты можешь работать, но не особо хочешь. В такой ситуации я просто отменяю занятия на два-три дня и отдыхаю – гуляю, смотрю фильмы и сериалы. Этого достаточно для того, чтобы перезапустить мозги. После возвращения из отпуска я заметила разницу между «я отдохнула» и «я работаю очень долго без перерыва». 

С каким запросом приходят учиться взрослые люди?  

До ковидной эпохи люди в основном учили английский «для себя». Английский — это модно, очевиден тренд на самообучение в нашем поколении.  А еще можно сделать пост в соцсетях: «Посмотрите я иду с урока английского». И все в комментариях: «Вау, она такая клевая, она учится». Потому что сейчас ценно не только внешнее, но и внутреннее, поэтому все хотят «вкладываться» в себя. 

В начале пандемии был отток учеников: люди не понимали, что нас ждет в будущем. При этом россияне массово перешли на удаленную работу, им приходилось созваниваться, зачастую обсуждать задачи и цели на английском во время встреч, они поняли, что могут найти работу за границей удаленно, на иностранные компании. До пандемии такой опыт был не особо распространен.

Никто не мог представить, что можно работать на иностранную компанию из другой страны, сидя даже в маленьком городе. Самая популярная сфера среди моих учеников — IT-технологии, рекрутинг, банки (финансовая сфера), дизайнеры. Если честно, какую профессию ни взять для рассмотрения, ты теряешь большой объем информации, когда не знаешь язык. Научное сообщество существует на английском языке. Начались более узкие запросы у учеников. При этом важным обстается базовый уровень знаний, который необходим для продуктивного общения. Есть профессии, где язык нужен был всегда, — это стюардессы, моряки, пилоты, но у меня нет опыта работы с такими учениками. 

Сейчас баланс обучающихся — где-то 50 на 50. Вернулись люди, которым нужен язык для себя и своего развития, остальные учат английский из профессиональных побуждений. За восемь лет работы репетитором я поняла, что человек необязательно приходит на занятия с целью, но ее можно сформулировать. Желание поддержать уровень — уже задача. 

Нужно ли мотивировать взрослых учеников? 

Преподаватель не развлекает людей. Ученик приходит с запросом, ваша задача — этот вопрос удовлетворить. Человек должен быть достаточно взрослым, чтобы мотивировать себя самостоятельно. Когда вы ходите на фитнес, тренер не звонит ночью и не напоминает, как здорово заниматься. Тренер вас ждет на тренировку, вы занимаетесь и отдаете за это деньги. Это ваше личное желание — приходить на тренировку или нет. С изучением языка — все то же самое. Конечно, есть внутренняя и внешняя мотивации. В большинстве случаев люди из благих побуждений начинают заниматься английским, но иногда бывают истории, когда ученики приходят только из-за того, что в их окружении все учат язык. Тогда ученик быстро разочаровывается: тяжело состыковать обучение со своим графиком, делать домашнюю работу. Для того, чтобы понять, насколько тебе лично нужно обучение, достаточно 3-4 месяцев. 

Мне кажется, что со стороны преподавателя, важна адаптация, а не мотивация. Педагог должен снизить свою планку и найти подход. Идеальных учеников не существует, поэтому ты всегда адаптируешься под людей. Нужна индивидуальная траектория обучения. Есть парни, которые и на русском языке в школе не писали сочинения. В таком случае они и на английском письмом не смогу выразиться. И эта задача, важная с точки зрения методики, вызовет только раздражение. Между тем, чтобы выполнить педагогическую цель или остаться нормальным человеком, лучше оставаться человеком. 

Зачем учить язык? 

Изучение языка — это всегда расширение кругозора. Человек может не интересовать ни наукой, ни искусством, ни литературой за пределами своей сферы. Но когда ученик начинает заниматься английским, мы обсуждаем книги, фильмы, картины, смотрим видео. Мы начинаем думать критически. Я считаю, что обучение — это не только взял и вызубрил список слов, но и возможность рассуждать на другом языке и в другой парадигме. Ты мог не задавать себе этих вопросов на русском языке. Для многих это не только вариант изучения другого языка и другой культуры, но и самого себя.

Даже я сильно удивлена разнообразию человеческих интересов, вкусов и представлений. Не бывает одного и того же урока, даже если вы говорите на одни темы. Мой любимый урок — обсуждать счастье. Ни каждый день задумываешься на эту тему, не так ли? У нас есть небольшое предложение, можно согласиться или не согласиться с ним. Там утверждение из разряда: может ли тебя кто-то научить счастью? В большинстве случаев люди отвечают нет. Но одна моя ученица сказала: я хожу на йогу, и это учит меня быть счастливым, потому что после практики я счастлива. И я задумалась сама о другой гране. 

Изучать языки — это не про то, чтобы видео смотреть на английском, а чтобы в целом узнать мир больше. 

Я люблю давать на занятиях общие знания, в том числе связанные с лингвистикой. Например, когда формировалось слово чай, в разных языках чай начинается либо с буквы «ч», либо с буквы «t». Оказалось, что во всех странах, куда товар доставляли сухопутным путем, то он начинается с буквы «ч», а там, где морским — с буквы «t». Где еще такое узнаешь? 

Очень много людей начали смотреть сериалы в оригинале, читать, больше интересоваться окружающим миром благодаря изучению языка. Английский язык — одно из самых полезных хобби, которым может заняться человек. Даже на физиологическом уровне. Это защищает от болезней, связанных с ухудшением памяти в старости, плюс у тебя начинает работать по-другому речевой аппарат, ты начинаешь думать по-другому. 

Нет никакой волшебной таблетки: вы занимаетесь языком и учитесь. Я знаю, что ученикам бывает тяжело: вижу страдания на лицах людей, когда они получают аудирование. Но после выполнение упражнения в 50-й раз человек все понимает. Есть люди, которым требуется больше внимания, есть те, с кем ты дольше задерживаешься на темах, но это не значит, что они глупые. То, как мы учимся будучи взрослыми отражает то, как мы учились до этого. Важен стартовый капитал: есть люди, которые учили немецкий в школе, и они в 25 лет начинают заниматься английским. Конечно, им потребуется больше времени.

Но языки открывают перед тобой целый мир, поэтому все мучения того стоят.