Рыбинцы – активнее. Как живёт гражданское общество в Ярославском регионе

В прошлом году 16,8% жителей области были волонтёрами. © / Владимир Слепцов / Facebook

Интересные данные социологического исследования о жизни нашего общества прозвучали в докладе «О состоянии гражданского общества в Ярославской области в 2018 году», который опубликовала на своём сайте Общественная палата региона. 

   
   

Вот несколько говорящих цифр и фактов.

«Навязывают мнение»

Согласно данным опроса, приведённым в докладе, в прошлом году 16,8% жителей области были волонтёрами - занимались безвозмездной работой на благо других людей. Этот показатель выше, чем в 2016 году, но несколько ниже аналогичного показателя 2014 года.

Причём гораздо чаще общественной деятельностью занимались женщины в возрасте 40-49 лет. Самыми активными в регионе были жители Рыбинска.

В ходе опроса жителей области попросили ответить на вопрос, ограничиваются ли их политические права и свободы, на что каждый четвёртый респондент ответил положительно: «Да, диктуется, навязывается мнение», «Да, навязывается мнение в отдельных случаях». Этот показатель существенно превышает аналогичные, полученные в 2014 и 2016 годах.

Сомневаются в честности 

По данным исследования, с 2016 года активность жителей в обсуждении каких-либо вопросов с властью в регионе снижается. В этом мнении единодушны и представители самой власти, и некоммерческих организаций, и предприниматели. 

Кроме того, согласно исследованию представители властных структур и бизнеса стали больше сомневаться в честности выборов, проводимых в регионе. Это может быть следствием ухода от прямых выборов глав муниципальных образований.     
   

Участники от общественных организаций считают наоборот – в 2017 и 2018 годах выборы были чуть свободнее и честнее, чем в 2016 году.

Был задан вопрос и о борьбе с коррупцией, вызывающий самые сильные разногласия. Власти более позитивно настроены в оценках механизма противодействия коррупции, бизнес – критично, а представители некоммерческого сектора оказываются как раз между ними.

Главное - деньги

Результаты исследования подтвердили давно сделанный учёными вывод: мы живём в обществе потребления и преобладания вещизма. 

Сегодня в нашей области, по мнению респондентов, доминируют две ценности – деньги/доход (79,5% опрошенных) и стабильность (41,5%). Свобода обмена информацией, порядок, самореализация, личная свобода и безопасность, патриотизм – это ценности второго уровня. 

Был вопрос и о социальной справедливости. Каждый третий житель области социальную справедливость воспринимает как равенство в уровне жизни (32,6%), как равные условия для реализации способностей людей - 17,1%, равенство всех перед законом - 13,9%. 

На вопрос о том, справедливо ли устроено современное российское общество, 33,2% ответили положительно, в обратном уверены 42,3%. 

Ещё один интересный факт: при сравнении современного общества с советским выяснилось, что половина жителей области ностальгируют по советским временам, считая их более справедливыми. 

Помним только хорошее

Доктор филологических наук профессор Владимир Жельвис так прокомментировал тоску по советскому прошлому и социальной справедливости: 

«Это очень серьёзный звонок власть предержащим. Мне очевидно, что это одновременно означает протест против существующего положения вещей, прежде всего, невероятного социального неравенства и неуклонного снижения уровня жизни простых граждан. По существу, этот протест, конечно, наивен и направлен не в ту сторону: замученному экономическими проблемами обывателю кажется,  что он утратил Золотой век, когда жить было дешевле и государство стремилось облегчить ему существование. Политическая сторона дела, мне кажется, большинство из нас не особенно волнует.

Между тем, на самом деле в экономическом плане жить в советские времена было куда тяжелее, просто людям свойственно помнить главным образом хорошее, а коммунистическая пропаганда не жалела сил, чтобы нас в этом заблуждении укрепить. Скажем, цены сначала достигали огромных размеров, а потом их понемногу каждый год снижали. На этом фоне бесконечные очереди за самыми необходимыми предметами уже не воспринимались так  остро.

Думаю, что если бы сегодня ностальгирующих по советским временам, когда якобы «в магазинах всё было», подвести к прилавкам тех печальных времён, они бы просто не  поверили, что такое возможно. Мне рассказывали, что люди тех времён, впервые попавшие за границу, плакали самыми настоящими слезами, впервые увидев западные прилавки: «Почему, ну почему у нас этого нет?» 

В советские времена богатых тоже было немало, но они так открыто не обнаруживали классовое неравенство, так бесстыдно, как сегодня, не демонстрировали свои дворцы и яхты. Отчего беднякам и казалось, что все живут примерно одинаково. 

Ну и, наконец, о личной свободе. Будем откровенны: обывателю она не особенно нужна. Поэтому к сталинскому террору он относится более или менее  спокойно: у нас зря не сажают, если арестовали, значит, человек виноват. Бывает, что человек попал под расстрел напрасно, ну, что ж, лес рубят, щепки летят. А о вечном страхе ареста или казни, в котором жили ни в чём не повинные люди, нынешнее поколение в большинстве просто забыло. Что, в общем-то, понятно: память о прошедшем кошмаре наше сознание стремится вытеснить».

Смотрите также: