Сабантуй приносит радость

Победителю Никите Леонидову торжественно вручили главный приз - барана. © / АиФ

   
   

В современной России этот народный праздник широко отмечается во многих уголках нашей большой страны. С 2003 года не является исключением и Ярославская земля.

«В рамках областной целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области» на 2015 - 2017 годы регулярно проводятся мероприятия, направленные на поддержку и развитие самобытных культур народов, проживающих в регионе. Одно из них - Сабантуй. Этот праздник способствует дружескому общению людей разных национальностей и дарит радость всем ярославцам. Сегодня Сабантуй является одним из символов содружества народов Ярославского края. Пусть этот яркий, красивый и щедрый праздник принесёт в каждый дом счастье и благополучие!» - пожелал всем присутствующим советник губернатора Ярославской области по национальным отношениям Александр Тимченко.

Праздник плуга

Сабантуй с татарского переводится как праздник плуга. Как рассказывает учитель татарского языка Рушания Байбикова, татары отмечали его по окончании всех весенних полевых работ ещё с VII века. Потом к ним присоединились башкиры. Древний праздник стал общим у соседних народов.

В Республике Татарстан Сабантуй сегодня имеет статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте. Каждый год в одном из регионов России с крупной татарской общиной поочерёдно официально проходит федеральный Сабантуй. В мае 2017 года он состоялся в Астрахани.

Сабантуй сохраняет древнюю этническую культуру татарского народа и не имеет отношения к мусульманской религиозной традиции. Но поскольку татары являются одним из народов, принявших мусульманство, то религиозные традиции накладывают серьёзный отпечаток на их современную культуру, в том числе и на культуру празднования Сабантуя.

Община поддерживает тесные отношения с мусульманской уммой Ярославской области. Соборная мечеть в областном центре была построена на средства, собранные ярославскими татарами в начале XX века. Поэтому непременный атрибут ярославского Сабантуя - палатка «Задайте вопрос имаму». Один из представителей соборной мечети всегда там дежурит и общается с прихожанами.

   
   

Постоянными участниками праздника Сабантуй являются представители и других диаспор, исповедующих ислам и проживающих на территории Ярославской области. Но организаторы рады всем без исключения гостям.

«Национальный татаро-башкирский праздник давно превратился в общегородской и интернациональный, - говорит председатель совета Ярославской региональной общественной организации татар «НУР» Ясави Хазипов. - Все национальности с удовольствием участвуют в нашем празднике. Чем больше народу, тем мы сильнее чувствуем наше единство».

Сабантуй - это народные гулянья, действие праздника развивается, а люди приходят и уходят, в течение дня его гостями становятся от 3 тыс. ярославцев - взрослых и детей. Не стал исключением и этот год. Впрочем, это неудивительно - на Сабантуе есть на что посмотреть и себя с лучшей стороны показать.

Выбить соперника из седла

В этом году ярославские татары сагитировали всё региональное отделение Ассамблеи народов России, чтобы каждая диаспора выставила свою команду для участия в состязаниях на Сабантуе, так что национальный татаро-башкирский праздник перерос в интернациональный в самом прямом смысле слова.

Пока публика постарше угощалась национальным блюдом чак-чак и смотрела выступления самодеятельных и профессиональных артистов, а в этом году на ярославский Сабантуй приехали из Казани замечательные гармонист Ильгизяр Хасанов с солистами Зариной Хасаншиной и Инсафом Бадрутдиновым, молодёжь активно соревновалась.

Хоть народные забавы и не требуют серьёзной физической подготовки - они больше для развлечения, веселья и смеха, туда обязательно вносится соревновательный элемент: на быстроту, смекалку, ловкость, глазомер. У Алмаза Аглиуллина любимая забава, в которой он уже принимает участие 6 лет, - борьба мешками с опилками, сидя на бревне.

«Уронить соперника с бревна, - объясняет Алмаз, - это всё равно, что выбить его из седла. Я каждый год побеждал, кроме прошлого праздника. Надеюсь победить в этом году».

И вот Алмаз уже на бревне, сражается против представителя киргизской диаспоры Нурсултана Нормишева, который в разы плотнее соперника и поначалу вроде бы вот-вот победит, как кажется азартно болеющим зрителям. Но нет - победу одержал Алмаз. Не успел он порадоваться своей силе и ловкости, как его с бревна скинул таджик Гильшот Сулаймонов.

А праздник не останавливается ни на минуту. Рядом с бревном мужики азартно перетягивают друг у друга канат - победила команда узбекской диаспоры. Наградой ей стали поощрительные призы и аплодисменты зрителей.

Всем миром за петухом

У Сабантуя, как и у каждого праздника, есть свой герой. Обычно им становится самый смелый, ловкий, сильный. Настоящий батыр.

Поэтому одними из обязательных развлечений и состязаний считаются поднятие пудовых гирь, бег с коромыслами, на которых висят вёдра с водой, бег с ложкой в руке, когда на ложке лежит яйцо. Главное - добежать, не уронить и опередить противников. Ярославским детишкам очень нравится состязание, когда ребёнку завязывают глаза, дают большую деревянную лесину в руки, чтобы сумел разбить глиняный горшок, стоящий на земле. Веселье вокруг соревнующихся царит необыкновенное. У кого-то получается, у кого-то нет, хотя ведущий участникам немного подсказывает, направляет. Тут основной принцип - участие, а потому каждому вне зависимости от победы выдаётся поощрительный приз.

Одним из обязательных развлечений на Сабантуе считается лазание на вершину гладкого 10-метрового столба. Здесь такие страсти разгораются, что только держись! Наверху стоит клетка с петухом, которого надо выпустить, дёрнув за веревку, и поймать, что совсем не просто. Бывает, что за улетевшей птицей бегают всем Сабантуем. Ближе верёвки от дверцы клетки несколько ленточек с менее ценными, чем петух, призами - ну, до них и дотянуться легче.

В этом году - третий раз подряд - петуха из клетки удалось выпустить представителю таджикской диаспоры Умеду Мирзоходжаеву.

«Просто я хорошо занимаюсь футболом, - смеялся счастливый победитель. - Ещё один петух будет жить у меня в деревне Дмитриево Ярославского района. У прошлогоднего невест много, надеюсь, и этот не отстанет».

Настоящий батыр

Кульминация Сабантуя - состязания в национальной борьбе на поясах (кушаках) «куряш» (или «курэш») за главный приз - барана.

Баран мирно пасся у дерева и охотно позировал с детишками и взрослыми для фоток на память, а борцы в это время готовили ковёр и разминались. Среди взрослых спортсменов активно разминался и 9-летний ярославец Бронислав Шупейко.

«Я на Сабантуе первый раз, - сказал ученик спортивного класса школы №7. - Уже четыре года занимаюсь греко-римской борьбой и сюда пришёл сам, хочу попробовать свои силы».

Как рассказал отец юного спортсмена Павел Шупейко, сын помимо борьбы занимается также боксом, имеет жёлтый пояс по тхэквондо и вполне прилично учится. Спорт способствует тому, чтобы ребёнок был всегда занят и на ерунду у него не оставалось времени. Здесь, на празднике, семье очень понравилось. Интересно, весело, никакая погода настроения испортить не в силах.

Долгое время борьба на поясах оставалась лишь соревнованием в рамках Сабантуя. Только в XXI веке данный вид борьбы получил развитие как самостоятельный вид спорта, признанный российскими и международными организациями. У ярославской татарской общины за последние несколько лет сформировалась своя национальная спортивная команда по борьбе «куряш». Она добилась определённых успехов и даже принимает участие во всероссийских соревнованиях. К призовым местам пока приблизиться не удалось по одной простой причине: в таких состязаниях традиционно занимают призовые места команды из республик, где этот вид культивируется как национальный - Татарстана, Башкортостана.

На Сабантуе в этом году сражались 25 спортсменов. Победу одержал ярославец Никита Леонидов, которому, как настоящему батыру, торжественно вручили барана. А в соревнованиях национальных команд регионального отделения Ассамблеи народов России первое место завоевали представители таджикской диаспоры.

Смотрите также: