Часто на площади Юности в Ярославле можно заметить необычную группу людей. Они крутят в руках горящие посохи, жонглируют ими и даже «плюются» огнём. Необычное действо неизменно притягивает внимание прохожих. Но кто эти таинственные незнакомцы, которые так оживили центр города?
Яркие сказки
Практически каждую неделю в Ярославле выступает театр огня «Пилигримы». Он ещё совсем молодой и существует чуть меньше года. Их сцена – городские улицы, а зрители – простые прохожие, которые готовы остановиться и проникнуться волшебством момента.
«Наше объединение – это настоящий театр. Мы стремимся к тому, чтобы ставить полноценные яркие сказки. Наши выступления – всегда костюмированные и с музыкой», - рассказывает тренер театра Алёна Ванюшкина.
Девушка пришла в театр спонтанно. Однажды она увидела на улице одну из сказок, которую ставили ребята, и захотела тоже попробовать себя в новом виде творчества. На тот момент в городе уже существовало четыре коллектива людей-фаерщиков. Но захотелось большего, и вместе с Иваном Першаковым она создала своё собственное объединение. «Почему бы и нет?» - подумала девушка. С того момента для Алёны началась жизнь артиста огненного театра.
Коллектив оказался довольно разнообразным. Работать с огнём не побоялись люди разных возрастов. Например, самой младшей артистке Маше всего 12 лет, а старшему, Андрею – 45. Это папа с дочкой, они часто занимаются в Доме культуры. С огнем Маша не работает, но с удовольствием отрабатывает движения с реквизитом. В театре все равны между собой, а люди приходят отдыхать, погружаясь в искусство. Сама тренер Алёна учится в педагогическом университете вместе с руководителем Иваном.
«Хочу крутить палку»
Конечно, танцевать с огнём – задача не из лёгких. И чтобы добиться результатов, нужно упорно заниматься. Ребята-фаерщики встречаются в Доме культуры по три раза в неделю. И здесь начинаются тренировки до упора. Ведь дома работать с инвентарём просто невозможно и опасно. А на улице пока очень холодно. Дом культуры остаётся пристанищем для артистов: высокие потолки дают возможность тренироваться.
«Не будет никакого смысла, если не отрабатывать навык постоянно. У нас были девочки, которые приходили заниматься один раз в две недели. Дома они также не могли практиковаться, а отсутствие тренировок делает наше искусство бесполезным. Если у человека есть данные – он доучит движения сам, может даже без постоянных репетиций. А если таких данных нет?» - рассказывает Алёна.
В театр огня может прийти любой желающий: ребята учат бесплатно. Встретить на репетициях можно лингвистов, учителей и даже юристов. Например, Екатерина Соколова выступает с огнём уже пять лет – и ни разу не пожалела о своём необычном хобби.
«Когда я увидела человека из театра, то поняла, что хочу крутить большую огненную палку. Я по возможности стараюсь приходить на все тренировки, последний раз я выступала на улице осенью», - говорит девушка.
Родители Екатерины знают о хобби дочери. Они сами часто просят показать записи выступлений. Приходить заниматься в театр девушка никого не принуждает, тем более что некоторым её друзьям и знакомым огненные шоу не приглянулись.
«Реквизит выбирают по любви»
Реквизит – неотъемлемая часть любого выступления. И у фаерщиков он свой, особенный. Самый распространённый - так называемые «пои» – шары или объекты другой формы на верёвках или цепочках. Они сделаны из специального керамического волокна для прочности и стойкости перед огнём. Во время выступления пои замачивают в керосине, часть стряхивают, поджигают - и начинают раскручивать. При умелом обращении пойстеры (люди, которые крутят пои) создают целые огненные рисунки и фигуры. Сами пои могут весить до 700 граммов.
«Пои бывают даже вязаные, их используют для тренировок. Это удобно и мягко, ведь многие элементы в шоу сделать получается далеко не сразу и можно ударить себя. Когда я занималась, то сильно себя била этим инвентарём по плечам, спине и голове. Конечно, пои лёгкие, но это довольно неприятно», - описывает тренер Алёна.
Ещё один распространённый реквизит - «стафф». Фаерщики часто называют его просто посохом или палкой. Он представляет собой трубку из металла, на концах которой устанавливают фитили. По центру наматывают специальную ручку, чтобы артисту было удобнее его держать. Один из вариантов такого посоха - «драгон стафф». Его катают по телу. Для этого требуется особое мастерство.
Инвентарь фаерщика на первый взгляд может показаться лёгким и безобидным. Однако все меняется, стоит только начать постоянное вращение пой или стаффа. И самое главное – поджечь.
«Сам огонь мы начинаем использовать только на улице. На самом деле, если просто провести по телу огненным реквизитом, то ничего не будет, кроме следа от сажи. Единственный раз в жизни я обожглась, да и то - от чайника», - смеётся Алёна.
Девушке всегда очень везло, в отличие от её напарника Ивана. На тренировке он неудачно подкинул посох, и тот попал прямо в ухо молодому человеку.
А Екатерину не пугают такие ситуации: уйти из театра ей не хотелось никогда.
«Реквизит я выбираю только по любви. Пыталась крутить огненный обруч, но мне не понравилось. Душа у меня лежит к стаффам», - смеется девушка.
Любая профессия или хобби оставляет свой след. У фаерщиков от постоянной нагрузки устают руки и спина, но в то же время тренировки позволяют держать себя в тонусе.
Для Алёны театральные привычки проникли в повседневную жизнь. Так, девушка может начать вращать кухонное полотенце, представляя, что это театральный реквизит. Особое отношение у неё даже к воде: «Я начала нюхать воду в бутылке перед тем, как выпить. Это проверка. Вдруг там окажется керосин? Артисты во время выступления используют его, набирая в рот и выдувая на огонь».
Нужен компьютер, а покупаю инвентарь
Каждый номер – это целая история. Например, «Сказка о вороне и соколе», где ребята дерутся на огненных мечах. И для исполнения таких номеров приходится упорно тренироваться. Правда, для фаерщика нет трюков, которые он не смог бы выполнить. Так считают и сами ребята из театра огня.
«Нет такого трюка, который был бы очень сложным. Единственное невыполнимое условие – не опоздать на тренировку. Для фаерщика это практически невозможно», - шутит руководитель Иван.
Конечно, для уличных выступлений существуют свои правила. Самое первое – отойти подальше от воспламеняющихся объектов и подготовить огнетушитель. Выступать нужно в перчатках и в плотной одежде, которая плохо горит. Весь реквизит артисты кладут на асбестовое одеяло. Сейчас для выступлений театра «Пилигримы» в Ярославле отвели специальное место – на площади Юности у ТЮЗа.
«Мы договариваемся с администрацией, берём специальное разрешение. В первый раз мы обсуждали все детали с МЧС, и все согласились дать нам возможность выступать. Администрация с удовольствием нас поддержала. Люди подходят, спрашивают, где можно подписаться на нас в социальных сетях», - рассказывает Иван.
Ребята выступают не только в Ярославле, но и в области. Они хотят идти дальше, и однажды показать шоу за рубежом. Правда, справляться маленькому коллективу удаётся пока исключительно своими силами. Чтобы поставить номер даже на 10 минут, нужно много времени для тренировок, а также денег для обновления реквизита.
«Ценник инвентаря сейчас высокий. У нас закуплено всего общими усилиями уже на 150-200 тысяч рублей. «Пои» и весь фитиль – это керамическое волокно. Оно со временем осыпается и стирается, его нужно менять. Тренировочные «стаффы» стоят от 3 до 8 тысяч. И металл, например дюралюминий, сейчас дорогой, ведь весь реквизит не должен гнуться, - отмечает молодой человек. - Я хочу купить хороший компьютер – но трачу деньги на инвентарь».