Александр Дощатов руководит объединением клубов исторической реконструкции «Великое прошлое», а также КИРом «Сouture deParis». Его клуб занимается пошивом средневековых парижских костюмов середины XV века.
Что такое историческая реконструкция?
Историческая реконструкция — это, по сути дела, воссоздание материальной культуры прошлого.Нельзя говорить, что мы учёные, но мы восстанавливаем то, что было в действительности. Так как одна из целей реконструкции — просветительская, мы развенчиваем мифы. Например, доспехи не настолько тяжёлые, как многие думают.
Историческая реконструкция и ролевая игра: сходства и различия
В основе ролевых игр — фантазия людей. Если я ролевик, то я, фигурально, Король Эльфов. Костюм может быть представлен из любого материала, сшит по любой выкройке, в руках может быть светящийся меч.
Реконструкция же обязана опираться на исторический контекст. У нас практически нет чего-то, что мы дорабатываем или придумываем. Для нас очень важны материалы: они должны быть натуральными. Если это ткани, то они должны быть сделаны в технологии того времени.
Также исторические реконструкторы почти не примеряют на себя чужие роли, хотя иногда случается и такое. На «Турнире святого Георгия», который прошел недавно, мне удалось примерить на себя роль оруженосца.
Оруженосцу нужно было проверить всё снаряжение коня и всадника, потому что это не шоу. Если мы плохо закрепим шлем, то у человека при ударе в голову могут пострадать шейные позвонки, если плохо закрепим щит, то может пострадать плечевой сустав. Конструкция доспехов на XV век такова, что,когда рыцарь копьем врезается в какую-то точку, полностью вес лошади, вес доспехов, вес всадника сконцентрирован у наконечника копья, в поле 3х3. Конечно, копья у нас специальные, турнирные, но удары всё равно весьма ощутимые. Доспехи иногда не выдерживают нагрузок, сминаются.
Что реконструирует КИР Сouture de Paris?
Мы реконструируем не какие-то конкретные события, а быт и жизнь Парижа 1440-1460 годов. Это сложное для Парижа время, но интересное.
Для того, чтобы реконструировать всё так, как было, мы заглядываем в прошлое, пытаемся понять определенные процессы, узнаём, как менялся костюм или рацион, и заглядываем вперёд, дабы узнать, к чему всё приведет. Можно сказать, мы изучаем весь XV век, однако реконструируем костюмы, вещи, ремёсла только на конкретный выбранный период.
Есть военно-историческая реконструкция. В ней ребята учатся обращаться со стальным оружием, со стрелами.
Мы занимаемся жизнью простых людей, а не королей и графов. И простым людям XXI века рассказываем о простых людях XV.
Исторические источники, на которые опираются реконструкторы
Мы работаем с изображениями из кодексов, хроник, часословов. Прежде чем делать костюм, мы должны найти изображение, а потом понять, что оно из себя представляет, откуда оно и почему. Этому уделяется много внимания.
Некоторые работы мастеров Северного Возрождения прорисованы с такой точностью, что на них отчётливо видны швы. Это позволяет нам делать предположения по поводу кроя платьев того периода.
Что такое фестиваль и как туда попасть?
Закрытые фестивали делаются для себя. Как правило, арендуется какой-нибудь полигон или поляна. На территорию вносятся дерево, доски, питьевая вода. Выбирается такая местность, где была бы и техническая вода (речка).
Есть мероприятия, ориентированные на туристов, гостей. Они проводятся либо в посёлках, либо в городах. Бои, представления, ремёсла, мастер-классыпроводятся именно на этом типе фестивалей. Многие реконструкторы их любят.
Существуют также коммерческие проекты, но мой клуб этим не занимается.
По каким правилам проходят бои?
Бои проходят по определённым правилам, которые все участники знают и строго придерживаются.
Есть манёвры (бои для себя), а есть показательные бои, где заранее известно, кто победит и что будет происходить на поле. Зрителям, конечно же, нравится, когда бой более реалистичен: это первая категория. На манёврах нет ясности, поэтому побеждает сильнейшая партия.
Самые распространённые правила подобных боев таковы: одно попадание в незащищенную зону, то есть не в шлем и не в доспех — это, грубо говоря, смерть. Исходит эта позиция из того, что в реальном бою человеку даже с малейшим ранением будет проблематично сражаться.
Как происходит «смерть»?
Человек садится, а потом ложится. Дальше он бой продолжать не может. Конечно, мы не считаем скользящие удары, ибо на воине, как минимум, есть стёганая куртка. Удар по шлему также не наносит никаких повреждений.
Однако на XV век есть такие ребята, как пешие латники. Они полностью запакованы в доспехи. Они садятся и ложатся тогда, когда устанут. Но есть и на них управа: если к ним подойдет другой член взаимодействия и покажет в забрало шлема кинжал, это значит, что он фактически проткнул его в это забрало. С таким ранением продолжать бой нельзя.
Травмы во время боя
Когда мы сражаемся, мы понимаем ответственность за жизнь человека, стоящего перед нами. Это наш друг, с которым вечером мы выпьем по чарке мёда.
Травмы могут появиться тогда, когда появляется азарт. Если люди бьются за приз, тут может быть неаккуратность, приводящая к рассечениям, синякам.
Что из себя представляет кухня и спальня?
В ночь перед последним днём фестиваля обычно дают пир. На фестивалях нет ни кофе, ни современного сладкого. На пиру «Турнира святого Георгия» мы ели, например, павлина и фаршированных виноградом перепелов. В остальные дни у нас довольно простая еда, но не менее историчная.
Ночуем мы тоже исторично. Те, кто делает зажиточных людей, могут в походе позволить себе кровать: натянутая веревка/доски, сверху матрас с сеном, простыня, подушки, люди, простыня и тёплые одеяла. Так спали в XV веке и дома, и в походе. От современного ночлега почти ничем не отличается.
Но есть люди, которые делают людей низкого достатка: они, конечно, могут спать на земле в одежде и под плащами.
В походы мы ходим с промокающей обувью, скудным пайком. Нам просто хочется себя испытать.
Какие люди занимаются реконструкцией: их профессии, интересы, пол
В клубе есть и врачи, и историки, и культурологи, и логисты, и строители, и менеджеры. Реконструкция объединяет разных людей разных взглядов. Если человек хороший, если он открыт и интересуется историей, то всё получится.
Основной состав моего клуба — студенты. Конечно, происходит какой-то отсев, люди уходят, но у нас в клубе основной костяк порядка 16 или 20 человек.
Надо понимать, что реконструкция требует определенной отдачи. Человек приходит, и он долженчитать, смотреть, шить, строгать. У него постоянно должны расти навыки. Если человек забросит дело, он просто не выедет на фестиваль.
Разделение женского и мужского труда
Если мы хотим реконструировать пир, то женщины не подают еду. В XV веке это было не принято. Женщины могут помогать готовить, но на приёмах в знатных домах они еду не подают. Для этого существуют серванты, у них перекинуты через плечо белые льняные полотенца. У главного серванта, распорядителя пира, таких полотенца два.
В Средневековье существовали женские кузнечные цеха. Ткачами же обычно были мужчины.
На реконструкции военных действий есть некоторые условности, в целях безопасности участников и раскрытия полного потенциала инсценировки боевого взаимодействия.
Интервью подготовила Евгения Агапова
Смотрите также:
- Встречи с незнакомой жизнью. Прозаик Ольга Никонова – о писательском труде →
- «Мир прекрасен». Сельский учитель о творчестве и работе с детьми →
- Он и она: какая встреча станет счастливой →