За каждой работой стоит судьба ребенка. Эксперт ЕГЭ — о процессе проверки

Владимир Казионов / АиФ

Сейчас идет основной период сдачи ЕГЭ. Часть экзаменов — позади, а по некоторым предметам уже начали приходить результаты.Для школьников это время проходит с волнением и беспокойством, так как от баллов зависит поступление в вуз. И всем известно, что за рядом проставленных цифр в бланке ответа стоят часы занятий и подготовки.

   
   

Но что происходит по ту сторону экзамена? Как он проходит со стороны тех, кто проверяет работы? Об этом нам рассказала одна из экспертов ЕГЭ по русскому и литературе — Марина Львова, кандидат филологических наук, преподаватель ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, учитель русского языка в гимназии №3. Она оценивает работы по русскому языку около 20 лет. Подробнее — в материале yar.aif.ru.

Важно набить руку

Специалист пояснила, что каждый год проходит учеба всех проверяющих экспертов. Ее организуют примерно за один-два месяца до начала ЕГЭ. В рамках семинарских занятий отрабатывается проверка развернутых ответов, то есть сочинений. Кроме того, если вдруг критерии меняются, с ними также нужно ознакомиться. Далее необходимо необходимо пройти на платформе «Эксперт» тестирование: каждому члену экзаменационной комиссии необходимо проверить определенное количество работ, чтобы «набить руку». 

Проходит экзамен. Но проверка начинается не сразу, а через два дня, когда работы будут ксерокопированы: эксперт никогда не держит в руках «оригинал». Все участники процесса собираются в одном здании, им выделяют аудиторию и каждому выдается определенное количество работ. 

На проверку одной работы по литературе уходит где-то около получаса: в экзаменационной работе пять сочинений — это бóльшая ответственность, если сравнивать с ЕГЭ по русскому языку, где только одно такое задание.

Четвертое и девятое задания по литературе проверяют умение анализировать текстовый фрагмент и логично и полно, без речевых и грамматических ошибок отвечать на поставленный в теме вопрос. В пятом и десятом заданиях выпускники должны продемонстрировать навык сопоставления представленного в КИМ текста с заданным или самостоятельно выбранным. И в последнем — большом сочинении — учитывается большое количество критериев, среди которых композиционная целостность текста.

«Я стараюсь проверять очень основательно, потому что я понимаю, что за каждой работой стоит судьба ребенка, и если я чего-то не увидела или допустила какую-то оплошность, недочет в своей работе, то от этого может пострадать абитуриент, банально недобрав баллов для поступления в вуз», — отмечает эксперт.    
   

Проверка работ по русскому языку проходит проще. В этом ЕГЭ одно сочинение, и оно пишется чаще всего «по шаблону». Раньше нужно было определять проблему текста, чтобы написать развернутый ответ, но сейчас она уже сформулирована в задании 27, поэтому остается только подобрать два примера из текста, прокомментировать их, обозначив и проанализировав связку между последними. На проверку одной работы ЕГЭ по русскому языку при «набитой руке» уходит где-то 15 минут.

Каждую работу проверяют два эксперта: они не знакомы, связи у них друг с другом нет. Это обеспечивает объективность проверки. По критериям выставляются баллы — в протоколы, которые сдаются вместе с проверенными работами.

«Дальше уже не наша работа, собственно, а тех людей, которые работают у нас в Центре оценки качества. Они сводят наши протоколы, смотрят, сколько каждый из детей получил от нас баллов. Поскольку конечный балл все равно ставится в пользу ребенка, принцип подсчета такой: если я ставлю 2 балла, а другой эксперт ставит 1 балл, то ребенок все-таки получает 2 балла, несмотря на то, что кто-то из экспертов оценил его работу ниже», — уточняет Марина Львова.

Человеческий фактор 

Баллы суммируются с учетом проверки тестовой части (ее проводит компьютер) и отправляются в личный кабинет экзаменуемого — сколько первичных и вторичных.

Эксперт отмечает, что человеческий фактор влияет на оценку. Конечно, есть возможность проверять не весь пакет работ, которые принесли на день, а разделить него на несколько частей «по дням проверки», чтобы избежать ошибок от усталости при оценивании. Когда глаз замыливается после 3–4 часов чтения не всегда удобочитаемого детского текста и степень человеческой невнимательности возрастает, эксперт может допустить ошибки. Чтобы такого не было, ему нужно постоянно себя контролировать, по возможности отдыхать.

«Вообще, профессия учителя, наверное, вот в этой ее части, в части ответственности за чужие жизни, в чем-то сопоставима с профессией пилота, железнодорожного машиниста. Почему? Потому что ты находишься в постоянном напряжении. Ты пытаешься, с одной стороны, помочь ребенку ровно так же, как ты пытаешься спасти жизни других людей в экстремальной ситуации, если ты пилот или ты машинист. С другой стороны, от этого напряжения сильно устаешь и можешь потерять бдительность. А этого делать никак нельзя», — добавляет Марина Львова.

На заметку: самые распространенные ошибки

Если говорить о ЕГЭ по литературе, то одной из самых распространенных ошибок является то, что школьник не знает текста произведения, не читал его, не помнит. Поверхностное ознакомление при подготовке к экзамену может сыграть злую шутку: что-то можно упустить, допустить ошибку в имени героя или инициалах автора.

Если произведение плохо помнится, то материал для сравнения не найдется, а при анализе возникнут фактические ошибки. Печально, когда молодой человек не владеет базовыми знаниями, но идет сдавать ЕГЭ по предмету.

В ЕГЭ по русскому языку если с орфографией в последние годы еще как-то наладилось: ребенок понимает, что он может сделать выбор при написании слова, подобрать синоним — то пунктуация «проседает», поэтому большинство ошибок допускается в этой области лингвистики.

В вопросе апелляции эксперт подмечает, что ребенок имеет безусловное право ее подать, и если он решился на нее, то он уверен в своих знаниях. Кроме того, из-за уже упомянутого выше человеческого фактора апелляция в некоторых случаях действительно оказывается нужна.

Но стоит понимать, что это еще и риск: баллы могут не только повысить, но и понизить. Поэтому важно сначала хорошо изучить свою работу и после этого уже апеллировать.

На апелляции присутствует председатель экспертной комиссии, который работу очень хорошо прочитал, изучил, и еще один из проверяющих — тот, кому ответ экзаменуемого дали перепроверить, и этот эксперт может быть абсолютно не связан ни с первой, ни со второй проверкой.

Решение после апелляции меняют не часто, только если произошел форс-мажор и оба эксперта «каким-то чудом» снизили баллы. В таких случаях повышение может быть небольшим, в пределах 1–2 баллов.

Изменить ЕГЭ?

Мы задали вопрос проверяющему эксперту насчет того, как она относится к возможным изменениям в формате экзамена. При ответе Марина Львова заявила, что любые изменения, на ее взгляд, должны быть заранее согласованы с практикующими педагогами: следует провести открытое обсуждение для того, чтобы учителя хорошо представляли, какими будут нововведения:

«Все изменения надо проводить поступенчато, потому что если они падают как снег на голову в ноябре — а в мае нам уже писать ОГЭ или ЕГЭ, — то это просто-напросто дезориентируют детей, родителей, учителей и, конечно, не может гарантировать хороших результатов либо на их достижение потребуются неимоверные усилия всех участников образовательного процесса».

Самое главное в ЕГЭ, считает эксперт, — это качество тех текстов, которые предлагаются на единый государственный экзамен: было бы полезно создателям КИМ брать либо канонические, либо талантливо написанные тексты для второй части экзамена: потому что если произведение не представляет интереса для анализа, то школьник может оказаться в тупиковой ситуации и по этой причине, будучи даже литературно одаренным, написать совершенно «слабую» работу.