Гонщик – это навсегда. СТК «Мотор» планирует покорить Чемпионат России

Юлия Шатохина / АиФ

В эти выходные, 1-2 февраля, под Екатеринбургом пройдет первый этап Чемпионата России по ралли. От Ярославля в нем примут участие два экипажа - Алексей Петров с Андреем Верещагиным и Андрей Головкин с Дмитрием Ловцовым. Накануне стартов корреспондент yar.aif.ru встретилась с руководителем спортивного клуба «Мотор» Тимофеем Воробьевым, чтобы выяснить, каковы шансы ярославских спортсменов, а также узнать о планах клуба на предстоящий сезон.

   
   
Летнюю гонку под Петровском с участием Тимофея Воробьева запомнили все болельщики. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

Тимофей Воробьев занимается ралли с 1979 года, за это время он стал восьмикратным чемпионом России, воспитал  10 мастеров спорта, приобщил к автоспорту сотни детей. Его имя –легенда в кругах российских автогонщиков. И когда летом 2013 года после трехлетнего перерыва  он выехал на своем Mitsubishi Evolution на трассу гонки «Ростов Великий», ни у кого не было сомнений, что он займет первое место. Так и случилось. Узнаваемый стиль пилотирования, скорость, техничность,  зрелищность – все это отличает стиль вождения именитого гонщика.  

Надежды на победы

Юлия Шатохина, yar.aif.ru:  Тимофей Иванович, СТК «Мотор» создавался во времена, когда в стране спортивные и технические секции активно поддерживались. Сейчас ситуация иная. Как сегодня чувствует себя клуб?

Тимофей Воробьев: Наш спортивно-технический клуб существует около 40 лет. В советские времена при каждом заводе существовал свой ДОСААФ.  СТК «Мотор» был создан при моторном заводе. В 1988 году был построен картодром, на тот момент являвшийся всего вторым в России. На данный момент в клубе остались три секции, которые вполне успешно развиваются: радиосекция, картинг и автоспорт.

Тимофей Воробьев является восьмикратным чемпионом России по ралли и легендой российского автоспорта. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

- Сколько раллийных экипажей сейчас в клубе? Какие из них выступают в этом сезоне?

- В сезоне 2014 года от нас выступают три экипажа. Два основных, топовых, выйдут на гонки Чемпионата России: Алексей Петров со штурманом Андреем Верещагиным и Андрей Головкин со штурманом Дмитрием Ловцовым.  Также у нас есть смешанный экипаж питерского пилота и ярославского штурмана, выступающий в Кубке России: Дмитрий Подлеснов и Константин Калинин. Еще два экипажа - это трехкратный чемпион России Иван Воробьев со Станиславом Ласточкиным, но они пока из-за недостатка финансов пребывают в затянувшемся процессе перехода в полноприводный класс. И на крайний случай - я с Дмитрием Сапегиным. Но наш автомобиль зачета 4000Н требует больших финансовых вливаний, а мне бы не хотелось отнимать эти деньги у остальных спортсменов клуба.

- Какие перспективы на этот сезон у наших гонщиков?

   
   

- Если смотреть по количеству заявленных экипажей в нашей зачетной группе R2, то конкурентов пока что немного. Петров с Верещагиным имеют все шансы занять первое-второе место по итогам года в Чемпионате. Но при условии, что не будет таких систематических сходов, как в прошлом году. Нашим основным конкурентом является экипаж челябинца Дмитрия Балакирева. Его отличие – очень быстрая езда, но, думаю, наши смогут ехать с ним на равных. Головкин с Ловцовым, несмотря на то, что участвуют в ралли всего второй год,  могут и, думаю, попадут в тройку призеров.

- То есть пока сложно делать однозначные прогнозы?

- Нужны постоянные тренировки, ведь успех в гонке зависит от наката. К сожалению, этот вопрос у нас стоит остро, т.к. тренироваться в Ярославской области негде. Нашли один тестовый участок, но он короткий, запоминается с первого же прохода. А ралли – это все-таки работа со штурманом, это длинные спецучастки. Чем этот вид спорта и интересен, и сложен, что предполагается работа экипажа вкупе.

Более короткие трассы, такие, например, как на местной гонке, неоднократно покоренные, даются легко даже на высокой скорости. А на Чемпионате очень длинные дистанции, незнакомые специальные участки, где не всегда слаженно работают экипажи. Взять ту же Карелию или Новороссийск.

Экипаж мастеров спорта Алексея Петрова и Андрея Верещагина имеют планируют занять первое место в Чемпионата России. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

- Насколько помню, Карелию в том году не удалось победить ни одному из наших экипажей?

- Именно. Началось с зимней гонки: у экипажа Петрова был новый автомобиль, поехали быстро, но сошли, словили «уши» (переворот и падение на крышу. – Авт.). Повредили крышу и выбили лобовое стекло. Я, как чувствовал, взял с собой запасное. Это позволило нам восстановить авто, и на следующий день ребята поехали по системе «суперралли». Набранные на этот гонке очки в итоге и помогли им занять третью строчку зачета по итогам года. Летняя Карелия также «отличилась» «ушами» и очень серьезным повреждением автомобиля, восстанавливать который пришлось около двух недель. Нам повезло, что у нас на СТК есть отличный жестянщик Борис Банов, который очень быстро и умело восстанавливает авто.

Андрей Головкин, а это была одна из первых его гонок, зимой доехал. Зато летом на пару с Петровым приземлился на крышу. Самое обидное, что на последнем спецучастке. А так бы был хороший результат.

На те же грабли

- В прошлом сезоне новый автомобиль был у Петрова с Верещагиным. В этом у Головкина с Ловцовым…

- Да, в прошлом году один экипаж привыкал к новому авто, в этом ситуация повторилась с другим. Андрей молодец, едет быстро и есть хорошие задатки. Но Ford Fiesta R2 - очень спортивный автомобиль: секвентальная трансмиссия (последовательное включение передач), хорошая подвеска, специфический мотор, шумная система выпуска. Немного она пугает своей спортивностью, очень острая в управлении. А в прошлом году они ехали практически на стандартом автомобиле. Поэтому пока, в начале сезона, экипаж не может реализовать все качества автомобиля. Это и Петрову пока не очень удается. К Fiesta  нужна привычка – а это, опять же, тренировки. А кататься негде и не на что. Из-за этого все и проблемы.

Молодой, но перспективный экипаж Андрея Головкина и Дмитрия Ловцова в этом сезоне осваивает новый автомобиль и планирует войти в тройку призеров по итогам года. Фото: АиФ / Юлия Шатохина

- Как выглядит ярославская раллийная школа на фоне остальных в России?

- Не хвастаясь, могу сказать, что наша ярославская раллийная школа – одна из лучших в стране. Наши гонщики всегда считались очень сильными. Можно судить даже по Чемпионам России: я –восьмикратный чемпион, Иван Воробьев - трехкратный. Мастеров спорта у  нас очень много. Наших спортсменов часто приглашают выступать и за другие команды.  Хотелось бы не растерять авторитет Ярославля.

- Отличаются ли, по вашему мнению, гонщики прошлых поколений и нынешние?

- Да, разница есть. Нет универсализма.  Допустим, когда я участвовал в ралли, мы сами готовили автомобиль. Сейчас же большинство водителей – так называемые бизнес-пилоты, они не вникают в процесс подготовки автомобиля. Им надо, чтобы сел за руль, механики доложили, что все готово, и он поехал. Это и плюс, и минус. С одной стороны это - разделение труда, что полезно. С другой – незнание пилотом многих нюансов  автомобиля. Нужны водительские навыки. Многие же в обычной жизни ездят на автоматической коробке передач, с водителями, или на машинах такого класса, которыми не ты управляешь, а они тобой, когда всевозможные электронные системы делают всю работу за тебя.

- А как обстоят дела с финансированием?

- Основной минус автоспорта в том, что он очень затратный. Нужно иметь либо собственные средства, либо хороших спонсоров. В этом плане ситуация лучше в крупных городах, таких как Питер или Москва.

В целом, финансирование нашего клуба идет из трех источников: средства выделяются мэрией города, иногда - правительством области и непосредственно ДОСААФ. Конечно, хотелось бы большего объема средств на развитие спорта. Это бы позволило улучшить оснащение, иметь необходимый комплект запчастей на гонках, не экономить на самом главном. Кроме того, ограниченный бюджет не позволяют нанять постоянный штат механиков, а это уже огромный минус. Есть друзья большие энтузиасты, которые за «спасибо» выезжают с нами на гонки, но материальный стимул все равно должен быть.

Сложность с финансированием от города еще состоит в распределении средств по кварталам. В первые месяцы года идут минимальные поступления, но именно в это время у нас гонки одна за другой, покупка лицензий, оснащение команды. Выделение самых больших сумм запланировано на последний квартал. Но в конце года часто происходит  секвестр бюджета, и финансирование урезают. В том году мы не дополучили 600 тысяч рублей. Хотелось бы оптимизации, более равномерного графика распределения средств,  без провальных кварталов.

Основной состав СТК "Мотор". Фото: АиФ / Юлия Шатохина

- Непомерные по представлениям многих людей затраты, частые травмы… все это неизменно сопутствует гонкам. При этом никаких денежных наград победителям. Уверена, многим непосвященным интересно узнать, чем же этот спорт так привлекает?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. Один раз связав свою жизнь с ралли, я понял, что останусь в этом виде спорта навсегда. Думаю, любой из гонщиков скажет то же самое, несмотря на то, что  домашние не перестают повторять: «это опасно», «тебя постоянно не бывает дома», «это огромные траты». Ралли сравнивают с болезнью, но с положительным зарядом. Я вижу, как блестят глаза у наших гонщиков, когда они садятся в раллийный автомобиль и слышат звук его мотора. Это адреналин, а он, как известно, продлевает жизнь.

Именно поэтому ралли как спорт вряд ли исчезнет, потому что во все времена найдутся те, кто без ума от автомобилей, скоростей и драйва.

Следите за успехами наших гонщиков на сайте yar.aif.ru

 

Смотрите также: