Оркестр XXI века - так, не больше и не меньше - говорит о своем новом коллективе с несколько ироничным названием "Академик-бэнд" его создатель народный артист России Анатолий Кролл. В минувшее воскресенье "академики" от джаза порадовали и Ярославль, выступив на фестивале "Джаз над Волгой".
ИГРАТЬ у Кролла - мощнейшая визитная карточка. Через коллективы, созданные им, прошли многие известные джазовые музыканты. В новый биг-бэнд (на сцене 18 человек) Анатолий Ошерович собрал молодые таланты из числа победителей всевозможных джазовых конкурсов и фестивалей, уделив особо пристальное внимание умению импровизировать и желанию солировать. Итог - оркестр, в котором чуть ли не о каждом музыканте можно сказать: это яркая индивидуальность, владеющая виртуозной техникой исполнения. А ведь в "Академик-бэнде", которому всего лишь четыре года, играют совсем юные музыканты - студенты и выпускники кафедры эстрадно-джазовой музыки академии имени Гнесиных.
- Четыре года назад, - рассказывает об истории создания "Академик-бэнда" Анатолий Кролл, - я принял предложение моего давнего друга Игоря Бриля сотрудничать с кафедрой эстрадно-джазовой музыки Российской академии имени Гнесиных. Познакомился со студентами, они настолько впечатлили меня своим уровнем, что я решил попробовать создать оркестр. Более того, я поставил задачу: музыканты должны жить по всем канонам концертного профессионального коллектива, без каких-либо скидок. Оркестр не может сидеть в учебном классе и этим ограничиваться. За четыре года существования "Академик-бэнд" не пропустил ни одного значительного фестиваля, выступал на лучших концертных площадках страны.
- Анатолий Ошерович, вы уже много лет в джазе. Что дает вам приобретенный опыт? Меняется ли восприятие этой музыки?
- Оно не то чтобы меняется, оно наращивается. Переходит из одного состояния в другое, расширяется по мере развития. Я начинал с того, что играл на аккордеоне в инструментальном квартете Челябинской филармонии, и это был один круг моих представлений. С гастрольной деятельностью, работой в больших коллективах возможности расширились. Сегодня я один из немногих людей, которые в профессиональном отношении имеют очень широкий исполнительский спектр - я и пианист, и композитор, и дирижер, и аранжировщик, и преподаватель. А с некоторых пор еще и продюсер - создатель восьми джазовых фестивалей в стране.
- У вас за плечами интересный опыт работы в кино. Вы автор музыки почти ко всем фильмам Карена Шахназарова ("Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Американская дочь"). А что думаете о музыке в современных картинах?
- То, во что превратился современный кинематограф, ужасно! Он не имеет ничего общего с художественным кино. Особенно телевизионные ленты, на 90 процентов однотипные и по сюжетам, и по актерской игре, и по музыке. Эти фильмы как анекдот, который существует лишь для того, чтобы люди посмеялись и тут же забыли услышанное.
- Вернемся к джазу. Есть точка зрения, что джазовая музыка - для элитарного слушателя...
- Мне ужасно не нравится, когда джаз пытаются одеть в какой-то унылый филармонический наряд, представить, что это какое-то искусство, которое непременно нужно слушать с глубокомысленным выражением лица. Чушь! Джаз абсолютно органичен, и любой культурный человек найдет для себя что-то близкое в нем. Другое дело, что, по мере того как примитивизируется наше музыкальное искусство в целом, джаз становится элитарным. Хотя какой он элитарный? Скажем, биг-бэнды или вокальный джаз - это же очень просто и доходчиво. Конечно, есть и более сложные формы. Но главная причина "непонятности" в том, что ужасно примитивным стало искусство популярной музыки в России. Вспомните хотя бы песни 50 - 60-х годов, где композиторы придумывали по-настоящему талантливые мелодии, становившиеся художественным явлением. Сейчас же мелодии никто не придумывает. Сейчас складывают песню, как из детских кубиков пирамидку, плюс какой-то зрительный ряд. И все это - под фонограмму. Как шутят сегодня: "Что такое современный концерт?" - "Это массовое прослушивание магнитофона". Разве допустим этот вопиющий обман?!
- Что вы думаете о месте джаза в культурном пространстве нынешней России? Складывается ощущение, что он вытеснен на обочину.
- Не будем по телевизионным каналам определять степень востребованности искусства. Сегодняшнему телевидению, судя по сетке вещания, не нужен театр, не нужна симфоническая музыка, джазовая. Что касается джаза, то даже родной нам телеканал "Культура" - единственный, который хоть как-то реагирует на присутствие джаза, - показывает джазовые концерты, когда большинство уже греет подушку. Остальные каналы вообще игнорируют джаз.
- Печальная ситуация. Как же быть джазовым музыкантам?
- Работать, не оглядываясь на то, показывают нашу музыку или нет. Защищать, отстаивать ее на сцене во время тех же джазовых фестивалей, которых сегодня много в стране. Джаз никогда не был массовой культурой и не станет ею. То, что его не показывают по телевидению, - на совести тех, кто служит массовой культуре.