aif.ru counter
19

Приглашение на кладбище

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 27/02/2008

Как известно, в уездном городе N из романа "Двенадцать стульев" было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, постричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. Ярославль - город губернский, и похоронных контор здесь гораздо больше. Оно бы и ничего, поскольку ярославцы взяли моду помирать как мухи, а рождаются почему-то туго. Но уж так назойливо приглашают похоронных дел мастера граждан на тот свет, что становится как-то не по себе.

Жизнь уносит, мы созидаем

Реклама похоронных услуг - дело тонкое и деликатное, потому что адресована не безразличным покойникам, а родным и близким усопшего, пребывающим в состоянии горя и печали. Да и вообще люди не в восторге, когда им постоянно напоминают о смерти. Телевизионные ролики не отличаются в этом отношении ни тактом, ни особым смыслом. Чего стоит такая движущаяся картинка: уходящий вагон поезда сменяется могильной плитой, голос за кадром произносит загадочные слова: "Жизнь уносит, мы созидаем". Что бы это такое значило? Жить, что ли, вредно и пора поторопиться на погост под надежный и долговечный камень? Или еще хлеще: "Он посадил дерево, построил дом, вырастил сына - а что ты сделал для него?" - и изображение кладбищенского памятника. Намерения у заказчиков и создателей этого рекламного шедевра благородные - побудить потомков увековечить память об усопшем приличным памятником. Но ведь первое-то чувство - поторопись отправить предка в могилу.

Ни о качестве, ни о стоимости погребальных услуг телереклама не говорит ничего.

Выезд похоронного директора круглосуточно

Ярославские похоронные конторы носят разнообразные, порой самые неожиданные названия. Понятно, когда они именуются "Ангел", "Некрополь", "Память". Допустимо "Харон" или "Стикс", хотя это не христианская традиция. Но что означает "Скиф", "Ника", "Руно", "Исток" или "Корвет"? И уж совсем оригинально назвать погребальное учреждение "Бюро добрых услуг", как это сделали остроумные переславцы - в аккурат по Ильфу и Петрову, в романе которых погребальная контора называлась "Милости просим".

Погребальные услуги стали более качественными и удобными для хоронящего народа. Появился даже изыск. Например, гробы из Канады - "выбор людей, которые по-настоящему могут оценить качество и индивидуальность этих изделий". Словом, гроб-огурчик, отборный, любительский. Фирма "Ангел", задолбавшая всех рекламой "достойных и почтительных похорон", обещает даже "выезд похоронного директора на дом для составления сценария похорон круглосуточно". Надо полагать, близкие покойного так спешат предать его земле, что до утра дотерпеть не в силах.

Тексты рекламных объявлений поражают закамуфлированной под философскую глубину бессмыслицей. Тот же "Ангел": "Похоронный ритуал - это звено между миром мертвых и миром живых, в котором воедино сплетаются нравственные основы и благодатное поле для бизнеса". Звено, в котором сплетаются основы и поле, - можно эту ахинею понять?

Похоронный дом "Некрополь" обещает любого похоронить по-еврейски, по-мусульмански, по-корейски, по-японски и по-православному. Поскольку последний вариант пользуется наибольшим спросом, к нему прилагается размышление на грустную тему: смерть в православной традиции. При этом цитируют Паскаля и Шастеля, которые отроду православными не были и большинству граждан вовсе не известны, а также "Златоустого" и неведомого "монаха Митрофана".

Такая вот грустная картина. Кстати, в столице нашей необъятной родины никакой рекламы похоронных услуг на телеканалах нет. В этом мы Москву обошли.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах